Золотые слова
Категории раздела
Журнал "Дружба" [8]
Журнал "Красная деревня" [6]
Журнал "Крестьянка" [15]
Журнал "Работница и крестьянка" [6]
Журнал "Работница" [110]
Журнал "Советский воин" [4]
Мои статьи [130]
Экономика [80]
Календарь
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Друзья сайта
Четверг, 18.07.2024, 10:16
В Корниловской школе

Весною прошлого года Надежда Константиновна Крупская прислала нам письмо, в котором приветствовала работниц и рабочих комбината с десятилетием нашей печатной газеты „Основа”. Письмо это было в „Основе” напечатано. В нем Надежда Константиновна вспоминала о тех далеких временах, когда она учительствовала за Невской заставой в вечерней воскресной школе. Школа эта называлась Корниловской.
Вначале, помню, в Корниловской школе занимались одни мужчины, недаром и называлась она официально 1-й мужской Смоленской воскресной школой рабочих. Нам, работницам, трудно было ходить в школу, так как после 12-часового рабочего дня на производстве приходилось еще работать дома и по хозяйству. Но мне удалось все же поучиться в Корниловской школе, и память о ней осталась на всю жизнь.
Это было в 1905 году. Я тогда работала на фабрике Максвеля. В Корниловскую вечернюю школу я попала пятнадцатилетним подростком.
С большим рвением я стала овладевать грамотой. Во II группе, где я занималась, была еще одна работница с нашей фабрики. Так мы вдвоем и ходили на занятия в воскресную школу.
Наряду с обучением чтению, письму и счету мы получали в школе политические знания. В 1905 году Корниловская школа стала по существу центром революционной пропаганды. Многие из нас хорошо помнят работу тов. Крупской среди рабочих и работниц Невской заставы.
Школа учила каждого из нас давать политическую оценку событиям, происходившим на фабрике. Школа помогала нам организовывать свои силы для совместного выступления и революционного отпора фабрикантам – капиталистам.
Охранка все время следила за работой школы, выслеживала посещавших ее рабочих. Даже мы, девушки-подростки, которым занятия в школе только начинали открывать глаза, вынуждены были менять свои фамилии. Моя девичья фамилия была Юдина, а в школе я училась как Верещагина. Так поступали и другие работницы.
Тов. Крупская говорила нам, что учиться необходимо, что знания и организация помогут нам изменить свою жизнь. Вместе с учебой, вместе с зачатками грамоты школа воспитывала в нас сознание.
Помню такой случай. На соседней с нами фабрике, на фабрике капиталиста-миллионера Паля (теперь фабрика имени Ногина), мастер убил рабочего. Об этом сразу стало известно в школе. Известие об убийстве рабочего взволновало не только палевцев, но и всех слушателей воскресной школы. Вместе с лучшими преподавателями школы, которые являлись по существу нашими партийными пропагандистами, мы решили организовать похороны товарища.
Было это в воскресенье; на похороны собралось много народу. Похоронная процессия превратилась в демонстрацию. Рабочие и работницы, провожавшие товарища, шли с полным сознанием своего долга. Они шли с готовностью бороться за великое будущее.
Активное участие в организации этой демонстрации приняла и наша школа. На всю жизнь мою сохранилась память об этом событии, об учебе в воскресной школе, где начала свою революционную деятельность товарищ Крупская — друг и помощник великого вождя трудящихся Владимира Ильича Ленина.
Молодой учительницей Надежда Константиновна немало поработала за нашей старой Невской заставой, не мало сил и энергии положила она на организацию работы вечерней воскресной школы, которая в годы первой русской революции явилась центром революционной работы и пропаганды марксизма-ленинизма.
Помощник мастера А. КУЗНЕЦОВА Комбинат „Рабочий”

Работница и крестьянка № 4 февраль 1939 г.