Золотые слова
Категории раздела
Журнал "Дружба" [8]
Журнал "Красная деревня" [6]
Журнал "Крестьянка" [15]
Журнал "Работница и крестьянка" [6]
Журнал "Работница" [110]
Журнал "Советский воин" [4]
Мои статьи [130]
Экономика [80]
Календарь
Февраль 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728  
Друзья сайта
Суббота, 08.02.2025, 16:27
Штурман советской авиации

Утром в купе к Марине пришла пожилая женщина. Поздоровавшись, она села на диван, неторопливо расправила складки широкой юбки и, положив на колени большие морщинистые руки, проговорила:
— Услышала, что едете в этом же поезде, и решила зайти проведать. Как здоровье? Нога-то прошла или болит еще?
Марина сказала, что чувствует себя хорошо, нога не болит, а теперь она едет на курорт, чтобы отдохнуть и набрать еще больше сил. Потом рассказала о своей работе, о перелете на Дальний Восток и жизни в тайге, о встречах с товарищем Сталиным и о том, как ей хочется опять поскорее приняться за свое любимое дело.
Пришедшая внимательно слушала, изредка задавала вопросы, вспоминала, как и она побывала в Кремле, на совещании стахановцев социалистических полей. Потом беседа перешла на другие темы. И было что-то такое простое и свое, близкое в этой тоненькой сероглазой женщине с двумя орденами Ленина на гимнастерке, что гостья вдруг рассказала ей, как она много лет назад организовала колхоз в своей деревне и как муж сначала мешал ей и скандалил, а потом бросил ее с девятью детьми. Она одна вырастила их, и теперь среди них есть инженер и пограничник, а колхоз стал большим и богатым, с высокой урожайностью.
— Сейчас еду лечиться в Сочи, в санаторий, — закончила колхозница.
Так сидели и разговаривали две советские женщины — Герой Советского Союза штурман Марина Михайловна Раскова и старуха-колхозница Тульской области. Они никогда не видели друг друга раньше, но разговор вышел большой и интересный, как между хорошо знакомыми, близкими людьми.
И отважную летчицу и старуху-колхозницу воспитала одна героическая сталинская эпоха. В сложном процессе формирования нового человека обеим бережно помогала партия. И когда приходилось трудно, они не чувствовали себя одинокими. Они видели, что рядом, вокруг них, тысячи и тысячи таких же женщин так же, как они, учатся жить по-новому, иначе, чем жили их бабушки и матери, и обо всех думает и заботится великий человек, ведущий их к счастью.
Вот поэтому-то, встретившись в вагоне скорого поезда, героиня-летчица, имя которой известно всему миру, и старуха-колхозница, которую знают и уважают ее односельчане, разговаривали, как старые знакомые.
В нашей замечательной стране мы привыкли к самым удивительным биографиям, к стремительному росту людей, к героическим подвигам. Мы знаем: если юноша или девушка, глядя на летящий в небе самолет, взволнованно мечтают об авиации, или, читая об опытах Павлова, жаждут продолжать эти опыты, или стремятся стать инженерами, архитекторами, кораблестроителями, подводниками, можно не сомневаться — сбудутся эти мечты.
Кто такая советская женщина-героиня, старший лейтенант авиации Марина Михайловна Раскова?
В детстве она не мечтала об авиации. Подрастая в семье музыканта, учителя пения, Марина хотела и готовилась стать музыкантшей. Лучшие часы ее детства проведены за стареньким роялем. Ранняя смерть отца и трудная, полная лишений жизнь семьи, оставшейся на руках матери, заставили ее отложить мечты о музыке. Окончив школу, она пошла работать на завод химиком-лаборанткой. Это была скромная работа, но девушка гордилась своей самостоятельностью и помощью, которую оказывала семье. Она целые дни проводила на заводе, много работала, стала комсомолкой.
По временам Марине казалось, что путь ее жизни уже ясен и неизменен. Марина ушла с завода, когда родился
ребенок. Через год она снова начала работать. Это был 1931 год, когда в Москве еще доживала последние дни биржа труда. Туда и отправилась Раскова и в тот же день получила направление в Военно-Воздушную Академию РККА чертежницей.
Она шла туда, не подозревая, что это новое место изменит весь ее дальнейший жизненный путь. Она немного волновалась, потому что это была военная работа. Рекомендацию ей дал комитет комсомола, и это еще больше обязывало Раскову.
В академии Расковой предложили работать в аэронавигационном отделении. Там нужны были люди. При Марине создавался этот крупный научный центр, и ее захватили перспективы зарождающегося на ее глазах искусства аэронавигации. Пытливый, деятельный ум молодой женщины не мог ограничиться механическим выполнением порученного дела.
Работая на маленьком участке чертежницей, Марина глубоко интересовалась всем делом аэронавигации в целом. И здесь сказались свойства лучших людей сталинской выучки: широта интересов, глубокое овладение любым мастерством. Эти качества Расковой роднят ее с такими людьми, как Алексей Стаханов, Николай Сметанин, Мария Демченко.
Марина начала изучать штурманское искусство. В то время было еще немного книг об аэронавигации, но все, которые были, она с жадностью прочла, изучила.
Этого было мало. Раскова стремилась постичь сокровенные тайны аэронавигации. Ей хотелось быть не просто штурманом, а навигатором высокого класса, хотелось открывать новые пути. Она поняла, что для этого надо быть глубоко и всесторонне образованным человеком.
Кроме специальных книг Марина изучала физику и высшую математику, астрономию и радиотехнику, топографию и метеорологию.
В те годы в аэронавигационном отделении работал один из лучших штурманов советской авиации — Александр Беляков. Он обратил внимание на любознательность, сметливость молодой женщины. Он помогал ей учиться, поручал ответственные самостоятельные работы. Заочно Раскова окончила аэронавигационное отделение академии и начала сама преподавать аэронавигацию молодым слушателям.
Все было закономерно. Такова система социалистического государства, что талантливые, ищущие люди никогда не затеряются, не пропадут непризнанными. Умело и любовно берет таких людей страна в свои руки — будь то в авиации или в музыке, в шахтерском труде или в живописи, в животноводстве или в литературе — и ведет их по правильной дороге, оберегая и укрепляя их талант.
Изучив аэронавигацию, Марина Раскова продолжала учиться. Творческая энергия, жажда деятельности двигают ее дальше. Ей надо полностью „освоить” воздух. Штурман должен быть хорошим летчиком. И она учится в летной школе, практикуется в самостоятельных полетах, прыгает с парашютом. Окончив летную школу, Раскова получила звание пилота. Теперь, летая сама, она совершенствовалась в увлекательном и сложном искусстве штурмана. Она приучается к астрономической ориентировке, умеет водить самолеты по гирокомпасу, овладевает мастерством слепого полета.
В 1933 году Раскову включают в состав экспедиции по аэрографическому описанию Черного моря. Это было серьезное испытание, и опа его с честью выдержала.
В Москве молодой штурман принимает участие в подготовке к праздничным воздушным парадам. Здесь необходима математическая точность, чтобы воздушные корабли ровным строем прошли над Красной площадью, минута в минуту. Здесь необходим сложный и тонкий расчет, и Раскова умеет точно рассчитать время взлета каждой машины, дать эскадрильям индивидуальный курс, указать место сбора, определить режимы полетов и порядок строя.
Первый раз в качестве штурмана Раскова летела по небольшому маршруту: Москва — Загорск — Дмитров — Москва. Прекрасно рассчитав нужный курс, она все-таки сильно волновалась: сумеет ли правильно ориентироваться в воздухе?
Затем Раскова участвует в целой серии замечательных перелетов: с женской эскадрильей из Ленинграда в Москву, в замечательном перелете Валентины Гризодубовой из Москвы в Актюбинск, Летом 1938 г. Раскова вместе со своими подругами Полиной Осипенко и Верой Ломако на летающей лодке совершила блестящий перелет из Севастополя в Архангельск. Этот перелет был признан международным женским рекордом.
Штурман Раскова с изумительной точностью прокладывала курс. Самолет с отважными женщинами шел на большой высоте, часто в облаках. И когда штурман предлагал снижаться, то указывалось, что самолет находится точно над тем пунктом, над которым ему надлежало находиться по предварительному подсчету.
Перелет был завершен успешно, машина, поднявшаяся на Черном море, снизилась в точно намеченном месте — на озере близ Архангельска. За этот перелет Марина Михайловна Раскова была награждена орденом Ленина.
В Архангельск на имя героических летчиц из Москвы пришла приветственная телеграмма от товарищей Сталина, Молотова, Ворошилова, Калинина, Кагановича.
„Горячо поздравляем славных летчиц тт. Полину Осипенко, Веру Ломако и Марину Раскову с успешным выполнением беспосадочного перелета на гидросамолете по маршруту Севастополь — Архангельск.
Гордимся мужеством, выдержкой и высоким мастерством советских женщин-летчиц, вписавших своим блестящим перелетом еще один рекорд в историю советской авиации. Крепко жмем ваши руки”.
По приезде из Архангельска, еще на вокзале, Валентина Гризодубова, старая подруга Расковой, рассказала ей о предстоящем перелете на Дальний Восток. Радости Расковой не было конца. Предстоял новый ответственный перелет.
Началась тщательная подготовка к героическому перелету. И здесь, в этой подготовке, сказались отличные качества штурмана Расковой: серьезность, предусмотрительность, большие, глубокие знания. Штурман современной авиации — это не только человек, умеющий читать географическую карту. Штурман должен знать радионавигацию, астрономию и много других точных и сложных наук; он должен уметь свободно ориентироваться по звездам, а при слепом полете — исключительно по приборам. Раскова оборудовала штурманскую кабину самолета с гордым названием „Родина” новейшими, самыми совершенными техническими приборами. Она старалась предузнать все могущие возникнуть во время полета случайности Во время многочисленных тренировочных полетов она придирчиво и строго контролировала работу приборов, изучала особенности каждого из них.
Замечательны свойства этой молодой, энергичной женщины: постоянное стремление увеличивать запас своих знаний, уменье прислушиваться к советам товарищей, необыкновенная вдумчивость и серьезность. Во время подготовки к перелету Раскова много раз приезжала к Герою Советского Союза штурману Спирину, советовалась с ним, записывала его указания, детально, до мелочей, выясняла интересующие ее вопросы. За несколько дней до старта она показала своему бывшему учителю, Герою Советского Союза Белякову, оборудование. Он
остался доволен своей ученицей, ее продуманной подготовкой к выполнению ответственного задания.
Перелет самолета „Родина” показал и другие черты характера молодого штурмана: редкое мужество, находчивость, самообладание. При сорокаградусном морозе она сняла с ноги меховую унту, чтобы отогреть замерзшие, переставшие работать умформеры. Полет протекал нормально, спокойно. Но Расковой нужна была связь с землей, чтобы сообщить об этом. Она знала, что миллионы людей в это время тревожатся, не имея сведений о самолете. И сидя в кабине самолета, она уверенно выстукивала в эфир: „Все в порядке”.
И потом, в течение десяти дней, окруженная дремучей тайгой и дикими зверями, голодая, с отмороженной ногой, она больше всего тревожилась не о себе. Человек не затеряется, не пропадет, никогда не будет оставлен без помощи в нашей стране — это твердо помнила Марина, когда думала о тревоге народа за ее судьбу, и ей хотелось поскорее дать о себе знать.
Придя из тайги к самолету, похудевшая, измученная, героически выдержав все испытания, Марина прежде всего осмотрела приборы своей кабины и лишь после этого легла отдыхать. Страдая от боли в отмороженной ноге, она оставалась бодрой и, как всегда, жизнерадостной.
На станциях по дороге в Москву люди, встречавшие поезд, украшенный красными полотнищами, обязательно хотели повидать Раскову.
— Она голодала, она провела десять дней одна в тайге, она, больная, ослабевшая от голода, сама пришла к самолету — говорили десятки людей. — Мы хотим пожать ей руку…
Героический, мужественный, талантливый советский народ восхищался своей дочерью. Во имя этого народа она
совершала подвиги, ему безотказно отдавала все свои способности, и теперь он ее окружил горячей заботой и нежностью. В те дни дети играли в „Марину Раскову”, а девушки мечтали о том, чтобы походить на нее; сотни телеграмм и писем приходили на ее имя от незнакомых людей с теплыми, родными словами.
Дочь пилота Валентина Гризодубова, недавняя колхозница Полина Осипенко и бывшая чертежница Марина Раскова выполнили задание товарища Сталина.
Международный женский рекорд дальности полета был перекрыт советским самолетом „Родина”. Героическая тройка провела самолет от Москвы к реке Амгунь, к крайнему востоку советской земли.
Правительство высоко оценило их бесстрашие и мужество, присвоив им звание Героев Советского Союза.
Марину часто спрашивают, как она провела те десять дней в тайге, как чувствовала себя, о чем думала.
— Скажите по совести, вы ни разу не плакали там, в тайге? — спросили ее однажды.
— Нет, ни разу не плаката, — ответила она улыбнувшись.
— А вообще вы плачете?
— Не знаю, слезы ли это, — сказала она задумчиво, с мягко засветившимися глазами, — но когда я вижу детишек, радостных, здоровых, в горле у меня что-то сжимается…
Она очень женственна, эта знаменитая летчица, чьей твердости и отваге могут позавидовать многие мужчины. Она чудесно смеется, заразительно и весело, любит остроумную шутку.
Прекрасный собеседник, Марина Раскова не замкнулась в своей профессии.
Она разносторонне образована, много читает, глубоко знает литературу и не порывает старой дружбы с роялем. Иногда в свободные вечера она садится за рояль.
Восьмилетняя Таня, унаследовавшая от матери живость и талантливость, просит ее играть вальсы Шопена. Марина играет, а Таня танцует недавно виденный на детском концерте танец. В этой молодой, изящной женщине много личного обаяния, неподдельная сердечность и простота, внимательное и чуткое отношение к людям.
Первый раз выполняя штурманские обязанности на самолете, летевшем из Москвы в Дмитров, Марина сильно волновалась — справится ли она со своей задачей. Теперь она уверенно прокладывает курс самолетам, отправляющимся в далекий, сложный путь. Она знает свои силы и не сомневается в успехе.
Но хорошая творческая взволнованность осталась. Она возвращается к Марине каждый раз, когда штурман садится в самолет и принимается за дело, порученное ей партией и правительством. И может быть именно в этой взволнованности, в этой неостывающей влюбленности в свое дело, в беззаветной преданности родине — основа прошлых и залог будущих побед Героя Советского Союза штурмана Марины Михайловны Расковой.
Н. МОНЧАДСКАЯ

Работница и крестьянка № 11 июнь 1939 г.