Золотые слова
Категории раздела
Журнал "Дружба" [8]
Журнал "Красная деревня" [6]
Журнал "Крестьянка" [15]
Журнал "Работница и крестьянка" [6]
Журнал "Работница" [110]
Журнал "Советский воин" [4]
Мои статьи [130]
Экономика [80]
Календарь
Январь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Друзья сайта
Пятница, 17.01.2025, 06:03
Пути автоматики

Технический прогресс в промышленности и строительстве – вот чему был посвящен июньский Пленум ЦК КПСС.
Партия указала народу главное направление, идя по которому можно быстрее всего выполнить предначертания семилетки. Это комплексная механизация и автоматизация производства.
В своем Обращении Пленум призвал трудящихся нашей Родины: «Смелее внедряйте новое оборудование, модернизируйте действующие станки и машины, совершенствуйте технологические процессы, лучше используйте производственные мощности и резервы».
Ценную инициативу в этом направлении проявили трудящиеся Владимирской и Свердловской областей, москвичи и ленинградцы, украинцы и белорусы. Они решили с меньшими затратами и быстрее, чем при новом строительстве, увеличить выпуск продукции.
За счет чего? Реконструируются действующие заводы, и фабрики. Обновляется оборудование. Станки приобретают новые скорости, автоматическое управление, снабжаются приборами по контролю за качеством изделий. Разрозненные машины заменяются автоматическими линиями.
Почин инициаторов подхвачен всей страной. Не только отдельные участки, но цехи и заводы становятся полностью автоматическими.
Крепнет содружество ученых с работниками заводов. Раскрываются необозримые просторы для технического творчества народа, которое уже приняло характер массового движения. Все более стираются границы между умственным и физическим трудом.
★ ★ ★ ★ ★
Разговор об автоматизации производства хочется начать с одного меткого наблюдения, сделанного французским писателем Андрэ Вюрмсером во время путешествия по Советскому Союзу. Где бы писатель ни был — в Средней Азии и Сибири, на Украине и в Ленинграде, даже на Южном берегу Крыма,- всюду, открыв окно гостиницы, он видел строительные краны. «Эти жестикулирующие гиганты,— писал Вюрмсер в «Правде»,— господствуют над всеми городскими пейзажами».
Точно так же скоро самым характерным в «пейзаже» цехов любого предприятия нашей страны будут ряды станков, объединенные в автоматические линии.
Французский писатель утверждает: если бы ему понадобилось нарисовать типичный образ советского рабочего 1959 года, он бы избрал крановщика.
А в 1965 году — можно заранее предвидеть — самым типичным образом человека, работающего на производстве, несомненно, станет не сегодняшний токарь, фрезеровщик, шлифовщик, стоящий у отдельного станка, а наладчик, настройщик целой группы станков. Такая группа будет снабжена автоматическими устройствами, связана в общую линию. Пройдя ее, заготовка становится деталью, сырье или полуфабрикат превращается в полностью завершенное изделие.
Автоматическая линия позволяет сократить производственные площади. Так, на подшипниковом заводе цех с разрозненными станками гораздо более обширен, чем цех с автоматическими линиями. И это несмотря на то, что последний дает не меньше, а больше подшипников.
Экономия производственных площадей очень важна. Если на территории существующих цехов удастся дополнительно разместить оборудование и увеличить выпуск готовых изделий, отпадет надобность в строительстве ряда новых заводов. Что позволит, в свою очередь, сберечь миллионные средства, строительные материалы, а усилия самих строителей направить на возведение более важных объектов и жилья.
Благодаря автоматическим линиям резко сокращаются внутризаводские перевозки. Ведь при наличии автоматической линии происходит загрузка не двадцати, а только одного — первого станка в линии.
Забираются же обработанные детали не с каждого из двадцати, а только с двадцатого, то есть последнего, станка в линии.
Все происходит автоматически. Обработка деталей и передача их с одного агрегата на другой. Подвод инструмента.
Контроль за качеством. Даже выход готового изделия: оно или выбрасывается прямо на конвейерную ленту или выпадает из зажимов станка в специальную тележку. Всем этим не ограничиваются выгоды, приносимые автоматической линией.
Она помогает установить ритмичность в работе цехов.
Заготовки, детали, завершенные изделия переходят из цеха в цех и на склад готовой продукции по графику регулярно каждый день, из часа в час, в заранее определенном количестве.
В равномерной работе оборудования таится секрет его долголетия. Станки не испытывают перегрузок. Их реже приходится ремонтировать. Сборку перестает лихорадить отсутствие «задела», некомплектная подача деталей для монтажа.
Но и все перечисленное выше не характеризует в полной мере полезность автоматических линий. Еще не сказано основное: станочник больше не «прикован» к своему станку. Он перестает «подсоблять», доделывать то, что не «умеет» стенок.
Человек из своеобразного придатка к механизму превращается в его командира. Ему не надо подносить, закреплять или снимать детали. Он только следит за действием линии, налаживает, настраивает и контролирует ход всего процесса. Он командует!
Кто же впервые открыл этот чудесный путь к объединению станков в общую линию! Кто нашел заветный «ключ» к быстрой автоматизации производства! Идея создания первой в мире автоматической линии из станков и полуавтоматов принадлежит рабочему Сталинградского тракторного завода И. П. Иночкину.
Иночкин пришел на строительство СТЗ после службы в Красной Армии. Там он был оружейником. Наблюдая в пролетах тракторного завода работу вереницы металлорежущих станков, их обособленность, он вспомнил пулемет.
Пулемет объединил в себе 15 винтовок. Он дал возможность одному человеку заменить многих стрелков. Благодаря чему лента, своеобразный конвейер, с нанизанными на ней патронами — вот что решило успех.
Пропускается лента сквозь пулемет автоматически. Точно так же происходит перезаряжение, выбрасывание пустой гильзы.
«На загрузке и выгрузке каждого станка стоит рабочий. Каждый станок,— сравнивал Иночкин,— подобен винтовке старого образца. Один заряд — одна деталь. Если бы удалось придумать «ленту», которая питала бы станки! Как движущаяся лента питает ствол пулемета…»
Несколько лет упорных поисков привели Иночкина к созданию автоматической линии по обработке самой массовой детали трактора — ступицы поддерживающих катков гусеницы. Эту линию, пущенную в 1939 году, так и прозвали улицей Иночкина. И от нее, словно от широкой магистрали, пошло несчетное число ответвлений, многие другие «улицы» в самых разные отраслях народного хозяйства.
Сейчас, можно сказать, автоматическая линия одерживает на производстве такую же решительную победу над отдельными станками, как в свое время фабрики с ткацкими станками побеждали крепостные мануфактуры с их подневольным и малопроизводительным ручным трудом.
Но далеко не все проблемы производства решают автоматические линии. Не везде они пока возможны. Не всюду выгодны. К тому же линия вовсе не предел. Еще лучше — автоматический цех или целиком завод. Мы идем именно к этому. Осуществляем комплексную механизацию и автоматизацию.
В нынешнем семилетии предстоят коренные перемены в промышленности. Одна из них — глубокая специализация заводов.
Наши крупные предприятия пока еще делают сами большую часть деталей, необходимых для выпуска машины. Так, например, на СТЗ или ЧТЗ производят, за редким исключением, все детали и узлы трактора, двигатель и даже запасные части.
Подобная универсальность дробит производство на мелкие участки. Автоматизировать их порой невыгодно, ибо автоматы обходятся дорого и затраты скоро не окупятся.
Иное дело — передать изготовление двигателей на моторные заводы, а массовые детали — на специальные заводы-автоматы по выпуску поршней, шестерен, клапанов, болтов.
Заводы-автоматы смогут обслуживать предприятия нескольких областей. Но при этом необходимо нормализовать детали, иными словами, предусмотреть использование в разных машинах одних и тех же болтов, шестерен, поршней и т. д. Это вполне осуществимо и уже проводится в жизнь: например, у разных марок советских тракторов в основном одинаковые навесные системы, составленные из однотипных узлов.
Недавно мы побывали на одном из заводов будущего. Он создан коллективом конструкторов и технологов Научно-исследовательского института Тракторосельхозмаша. Это завод-автомат по изготовлению втулочно-роликовых цепей для комбайнов.
Семь взаимосвязанных линий. Десятки станков, агрегатов, закалочных установок. Они штампуют, размягчают и закаливают металл. Проверяются на ходу размеры, осуществляется пооперационный технический контроль. И ко всему этому не причастны руки человека, если не считать группы наладчиков и диспетчеров у пульта управления.
С момента, когда стальная полоса, точнее, рулон, попадает в загрузочное устройство, и до выпуска готовых цепей — все делается без прикосновения рук рабочих.
Завод-автомат, который мы видели в испытании, сейчас монтируется в Краснодаре. Он будет выпускать 500 тысяч метров втулочно-роликовых цепей ежегодно. Несколько таких предприятий обеспечат цепями все комбайновые заводы и дадут достаточное их количество для колхозных мастерских и ремонтно-технических станций.
Уже начата установка другой комплексной автоматической линии, которая, по сути, заменит несколько заводов. Она будет выпускать вкладыши режущих аппаратов комбайнов. Ее производительность—80 миллионов вкладышей в год. Ее продукции хватит на весь Советский Союз.
Вот к таким предприятиям мы приходим в нынешнее семилетие. Автоматика мощно вторгается и в процессы управления производством. Вместо сотен и тысяч бухгалтеров, счетоводов, статистиков, учетчиков, контролеров начинают действовать машинно-счетные станции с электронными вычислительными машинами. Миллион арифметических действий на электронной машине обходится всего в 4 рубля. Это в несколько десятков тысяч раз дешевле, чем в обычной бухгалтерии.
Автоматизируется транспорт. Известно, что на каждую тонну готовых изделий на любом заводе приходится поднимать, подавать, разгружать, перегружать, относить около 50 тонн материалов, а иногда и больше.
Поэтому сейчас повсеместно внедряются всевозможные конвейеры — толкающие, навесные, подземные, разные транспортеры, трубопроводы для сыпучих материалов и еще многое другое. Весь заводской транспорт подчиняется диспетчеру. Он следит за движением потоков сырья и деталей по световой сигнализации на телевизионном экране.
Все, о чем написано в этих заметках об автоматизации, начинает внедряться сегодня и войдет в производство широко и властно в ближайшие годы. Такова воля партии и народа, строящего коммунистическое общество.
Л. ДАВЫДОВ

Крестьянка № 8 август 1959 г.