Золотые слова
Категории раздела
Журнал "Дружба" [8]
Журнал "Красная деревня" [6]
Журнал "Крестьянка" [15]
Журнал "Работница и крестьянка" [6]
Журнал "Работница" [110]
Журнал "Советский воин" [4]
Мои статьи [130]
Экономика [80]
Календарь
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Друзья сайта
Среда, 29.05.2024, 15:02
Необходимый посредник

В диспетчерской ленинградской фирмы «Невские зори» то и дело раздаются звонки. Порой самые неожиданные.
— Не могли бы вы доставить из аптеки лекарство? Сама я больна, послать некого…
— Нельзя ли пригласить на дом опытного кулинара?
— Человек защищает докторскую. Скажите, что дарят в таких случаях?
Еще несколько лет назад никому и в голову не пришло бы обратиться с подобными просьбами и вопросами к службе быта.
Теперь это в порядке вещей. Фирма добрых услуг берет на себя многие хлопоты: посоветует, как расставить мебель в новой квартире, вымоет окна, почистит ковры и натрет пол, поможет отметить семейный праздник — и стол сервирует и музыкантов, если надо, пришлет.
— Около трех миллионов заявок ежегодно выполняет наша фирма,— рассказывает директор «Невских зорь» Евгений Александрович Крякунов.— Это значит, что в среднем каждый ленинградец хоть раз в год, да обращается к нашим услугам.
Хорошо это или плохо? Много или мало?
Если сравнивать с другими городами, с другими фирмами — цифра внушительная. Не зря ленинградская служба быта считается одной из лучших в стране. Но если взглянуть на дело с точки зрения ленинградского жителя, то как много у него бытовых забот, которые фирма пока не в состоянии взять на себя!
Недавно был проведен опрос среди семи тысяч ленинградцев: какие домашние дела они хотели бы передать службе быта? В каждом ответе — десятки самых разнообразных пожеланий. Кому-то надо обменять квартиру, не может ли фирма подобрать варианты, а потом оформить, как полагается, все документы. Кто-то просит заказать в аптеке и отвезти больному лекарство да еще посидеть с ним, пока не вернутся с работы домашние, кто-то — купить и вручить подарок… Если обобщить пожелания, то сводятся они к одному: человек с его разнообразными бытовыми заботами хотел бы знать один адрес, один телефон — пусть это будет телефон фирмы
добрых услуг, и пусть фирма сама связывается со всеми нужными организациями и предприятиями, находит и присылает на дом требуемых специалистов. Человек ждет от фирмы посредничества, без которого немыслим настоящий сервис. Ему нужно, чтобы любая услуга была доступной, близкой, бесхлопотной. Именно в этом смысл и главная цель бюро услуг, которые и создавались для того, чтобы играть роль доброго домашнего друга. Это же определило и совершенно особое место бюро среди других организаций сервиса. Как удачно заметил один из бытовиков, они относятся к сфере «необязательных услуг». Обязательные — те, без которых не проживешь, их выполняют специализированные бытовые учреждения. А «необязательные» — те, с чем в общем-то можно и самим справиться, только это обременительно. По мере развития сферы бытового обслуживания спрос на «необязательные услуги» резко вырос, да и сам сервис стал внимательнее к «мелким», казалось бы, потребностям человека.
Между тем фирмы добрых услуг, несмотря на солидный стаж и немалые прибыли, все еще находятся в системе бытового обслуживания на положении пасынков. Их не встретишь ни в одной отчетности. Есть парикмахерские, есть починка обуви, а «добрых» — не найдешь. Как же так — существуют организации, большими делами занимаются, а вроде бы их и нет?
— Не горячитесь,— успокоили меня в Министерстве бытового обслуживания РСФСР,— смотрите, где они у нас: в графе «прочие». «Прочие» — это показатель отношения к фирмам добрых услуг со стороны Министерства бытового обслуживания. «Прочие» — это не только самые последние, но вообще неизвестно какие. Что входит в их обязанности? Какова структура? Штатное расписание? Зарплата работников? Не пытайтесь искать ответа на эти вопросы. Последнее положение о добрых услугах было разработано в 1963 году, когда не то что фирм, но и самого Министерства бытового обслуживания еще не существовало. Обязанности фирм были определены весьма приблизительно, фирмы с трудом отыскивали свой путь, и чуть ли не каждое их новое начинание вызывало — увы! — не радость, а яростные споры: за свое ли дело берется служба быта?
У всех в памяти печальная история с репетиторством. Было время, когда, позвонив в фирму добрых услуг, можно было вызвать на дом учителя физики, математики, русского языка, и они помогали отстающим ученикам. Министерство просвещения СССР резко выступило против репетиторства, после чего Министерство бытового обслуживания РСФСР издало специальный циркуляр, запрещающий фирмам добрых услуг заниматься «не своим делом». Между тем после циркуляра репетиторство отнюдь не прекратило своего существования — просто из государственных рук перешло в частные. «Ищу преподавателя», «Даю уроки» — сотни подобных объявлений находим мы на пунктах Мосгорсправки.
Есть спрос, есть предложение — нужен посредник. Кстати, это давало бы возможность органам народного образования контролировать, квалифицированные ли преподаватели занимаются репетиторством.
В «Невских зорях» создана — в ответ на запросы и требования ленинградцев — новая, нетрадиционная «служба семьи». Название, может быть, не совсем точное, но дело не в названии. В ведении нового сектора — прогулочные (из пяти человек) группы для детей, где еще и обучают иностранному языку, музыкальные классы. Вы спросите: зачем службе быта открывать музыкальные классы, когда есть музыкальные школы? Но ведь в школу принимают только одаренных детей, в расчете на то, что со временем музыка станет их профессией. А что делать не слишком одаренным, но любящим музыку? Почему бы и им не изучить музыкальную грамоту, приобщиться к прекрасному миру звуков? Желающих посещать эти классы много.
«Служба семьи» организует лекции для новобрачных — по самым разным вопросам семейной жизни. Абонементы на лекции продаются во Дворце бракосочетаний.
Устраиваются индивидуальные консультации врачей-сексологов. «Сначала сомневались, нужное ли дело организовали,— рассказывали мне в фирме,— а потом успокоились: до ста человек в день приходят на консультации». Специалистов для фирмы рекомендует и подбирает горздравотдел, кстати, по его просьбе и организована эта работа.
Если есть спрос, если услуга пользуется успехом — значит, она нужна. Казалось бы, чего проще. Между тем заведующая «службой семьи» Изабелла Григорьевна Чмутина буквально умоляет: — Не пишите, прошу вас, о сексологах и музыкальных классах. Опять ведь скажут: не ваше дело…
Видимо, назрела необходимость разработать новое положение о фирмах добрых услуг, где обязанности фирм были бы определены четко, недвусмысленно и с должной широтой. И решать эту проблему не одному лишь Министерству бытового обслуживания, но и другим заинтересованным министерствам — просвещения, здравоохранения, коммунального хозяйства, торговли.
Остро стоят и другие вопросы. Записав «добрые услуги» в графе «прочие», Министерство бытового обслуживания оставило без внимания весьма важные для фирмы условия ее существования: штатное расписание, зарплату сотрудников. Тут нет ни рекомендаций, ни определений. Всяк действует на свой страх и риск. «Невские зори», например, позаимствовали штатное расписание у… швейных предприятий, хотя какая связь между работой портнихи и воспитательницы? Впрочем, тут ленинградские бытовики не исключение. Есть фирмы, которые «копируют» обувные фабрики, объединения проката.
Надо ли удивляться, что не так-то много охотников работать в фирмах добрых услуг? Ясно, что вопросы кадров и оплаты труда ждут своего решения.
Наконец, «прочие» (какое все-таки емкое понятие!) можно расшифровать и так: похожие на остальные. А отсюда и отношение к добрым услугам такое же, как и ко всем производственным предприятиям: что планируют тем, то и им. Без всякого различия.
Положено, скажем, предприятию иметь рентабельность 70 процентов, такую же цифру «закладывают» и фирмам добрых услуг. План накоплений тоже дают каждый раз с солидным приростом. Но, как известно, воспитательницы и уборщицы не производят материальных ценностей. Откуда же взяться высокой рентабельности? Да и в ней ли в данном случае дело? И вынуждены фирмы искать выгодные для себя работы: делать уборку на предприятиях, циклевать там полы, обивать двери, брать у организаций машинописные работы… Так и в Ленинграде, и в Киеве, и в других городах, где есть фирмы и бюро услуг. Когда я познакомился с соотношением услуг, выполняемых для предприятий и индивидуальных заказчиков, то даже не поверил: организациям, оказывается, предлагают куда больше услуг, чем населению. А разве для этого были созданы бюро?
Вот и получается, что необходимость услуги определяется не спросом на нее, а тем, «выгодна» она или «невыгодна». Скажем, няни, сиделки, ухаживающие за больными, «невыгодны»: за каждый час их работы «Невские зори» вынуждены приплачивать 20 копеек. Потому и не резон фирме, организации хозрасчетной, развивать эту форму обслуживания. На весь Ленинград — два десятка нянь! Услуга, можно сказать, существует только на бумаге. Получить ее практически невозможно.
— Конечно,— объясняет главный инженер «Невских зорь» Евгений Павлович Худяков,— мы стараемся не отказываться от невыгодных для нас, но необходимых населению услуг. Идем на определенные убытки, которые перекрываем потом за счет работ более рентабельных. Но и там прибыль дается нам нелегко. Вот, например, обслуживание новоселов. Казалось бы, и фирме выгодно и спрос большой — только расширяй участок. А мы не можем. Не хватает транспорта, материалов. Слабая производственная база, негде готовить мелкие столярные изделия. А главное, никакой механизации, все приходится делать вручную.
Бедна материально-техническая база фирм. Кто должен о ней заботиться? И снова вспоминается аморфное и маловразумительное словечко «прочие».
Из всех услуг, которые оказывает нам служба быта, домашняя уборка, различные мелкие работы на дому меньше всего механизированы. Мечутся бытовики, бьют тревогу, решаются на самые рискованные шаги.
Волгоградцы, например, приобрели у одной строительной организации дорогую циклевочную машину, предназначенную для коммунальных помещений, а потом не знали, как от нее избавиться. Мощный аппарат, снимая стружку, поднимал и паркетные плашки. Вот и работают по старинке: окна моют тряпкой, полы циклюют патефонной пружиной (сталь хорошая!), вправленной в деревянный брусок. В «Невских зорях» подсчитали: если не механизировать уборку квартир, если не будет циклевочных, поломоечных, окномоечных машин, приспособлений для снятия старого лака, удобных, компактных (положил в чемоданчик и отправился к заказчику), то штат фирмы — с учетом ленинградских новоселий — надо ежегодно увеличивать на тысячу человек.
Иначе все чаще и чаще придется отказывать в услуге. Словом, много накопилось нерешенных
вопросов. Время требует, чтобы промышленная отрасль, какой становится бытовое обслуживание, имела прямую и постоянную связь с каждым конкретным человеком, учитывала его желания и потребности, какими бы маловажными ни казались они со стороны. Эту важнейшую связь осуществляют фирмы добрых услуг. И пора наконец дать им и право гражданства, и свой устав, и материальную базу — все то, без чего немыслима любая сколько-нибудь серьезная организация.
И. ГЛАН

Работница № 08 август 1975 г.