Читая почту «Подружки», можно без труда определить — в разгаре весна. Рядом со стопкой писем: «Есть ли на свете любовь?» — растет другая стопка: «Кем быть?» «На носу выпускные экзамены. А я до сих пор не знаю, что же будет после школы. Хотела бы поступить в институт, но в какой? Могла бы пойти работать, но куда?
Понимаю, до чего важный шаг — выбор профессии, и боюсь ошибиться…» Вечный юношеский вопрос: «Что выбрать? Как не ошибиться?»
«Хорошо, если бы в школе был урок профессии»,— пишет одна из читательниц. Конечно, хорошо, когда человек еще в школе представляет себе, как он сможет применить свои силы и знания. Но, к сожалению, так бывает далеко не у всех.
— Можно ли помочь в выборе профессии?— С этим вопросом мы обратились к известному психологу, профессору Константину Константиновичу ПЛАТОНОВУ.
— Нельзя, конечно, дать точный совет автору каждого письма, кем ему быть. Чтобы человека правильно проконсультировать, нужно многое о нем знать: его характер, интересы и склонности, тип памяти, свойства внимания, скорость реакции, темперамент…
До недавнего времени наша наука не уделяла должного внимания проблемам профориентации и профконсультации. Думаю, что в будущем старшеклассник сможет прийти в школьный или районный кабинет профконсультации, где психологи и педагоги на основании экспериментального изучение его психологических, умственных, физических данных, а также характеристик преподавателей будут давать рекомендацию, какой вид деятельности ему лучше всего избрать
— Константин Константинович, но пока нет таких кабинетов, что можете вы посоветовать выпускницам этого года?
— Существуют общие законы профессиональной ориентации. Представьте себе обычный равносторонний треугольник, на котором вы доказали не одну геометрическую теорему. Он может служить изображением теории профориентации. Одна сторона треугольника — профессиограммы, то есть знание различных профессий, знание требований, которые они предъявляют к человеку.
Вторая сторона — знание потребностей народного хозяйства, круга профессий, которые в данный момент наиболее необходимы стране или вашему району, городу. И третья сторона, основание треугольника,— знание собственных способностей.
А теперь представьте себе длинный коридор с множеством открытых дверей. Над каждой лаконичная табличка: «врач», «дессинатор», «оператор», «токарь». Перед тобой открыты все двери — знает каждый с детства. Это так, это — завоевание советского общества. Но как выбрать нужную? Прежде чем остановить свой выбор, не лучше ли заглянуть в десяток дверей, которые привлекли чем-либо, заинтересовали, познакомиться, что там, за ними? Уже сейчас во многих школах уделяют серьезное внимание этому знакомству. Организованы специальные клубы «Приглашение к профессии», проводятся экскурсии на завод, на стройку, в лабораторию.
«Урок профессии» может устроить для себя каждый. Рассказы о разной работе можно найти в книгах, газетах и журналах.
А какие разные специальности у окружающих вас людей, у ваших близких! Вы же, наверное, о многих из них не имеете настоящего представления. Из-за незнания первой стороны треугольника происходит много ошибок. Нередко выбор основывается на чисто внешних впечатлениях о том или ином деле. Не боюсь повторить общеизвестную истину: в каждой работе есть романтика, есть место для творчества. Но случилось так (не без помощи литературы и кино), что в «обойму» романтических попали лишь несколько профессий: геолог, актер, верхолаз, журналист, капитан дальнего плавания… И многие рвутся, например, в геологию из любви к путешествиям, не подозревая, что труд геолога требует от человека прежде всего редкой собранности, редкого терпения, а во время камеральных работ — редкой усидчивости.
Перейдем ко второй стороне нашего треугольника. Я считаю, что каждый человек, кончающий школу, должен знать, какие профессии в данное время наиболее нужны нашей стране и его городу. Это могут ему подсказать педагоги, горкомы комсомола Стоит издавать для выпускников даже специальные статистические сборники.
Но вот досадное упущение — вас не познакомили. Действуйте сами. Если вы решили остаться работать в родном городе, зайдите в горисполком, в комиссию по трудоустройству подростков. Знание потребности в тех или иных профессиях, с одной стороны, будто бы сужает выбор, а с другой — расширяет, избавляет человека от случайностей. Ведь бывает так: девушка идет на какой-либо завод потому, что он рядом с домом, а через некоторое время узнает, что на другом заводе есть работа интересней… И вот человек, пять, десять раз сменив род занятий, своего настоящего дела так и не находит.
Теперь о третьей стороне нашего треугольника. Что такое способности? Это — соответствие человека требованиям какой-либо профессии. Если этого соответствия не будет, то человек принесет меньше пользы обществу и сам испытает разочарования.
Выдающиеся художественные, литературные, музыкальные способности нередко проявляются уже в раннем детстве. Валентин Серов, например, с трех лет лепил, Моцарт с четырех лет играл на клавесине, в пять лет сочинял музыку…
Вместе с тем история знает немало примеров, когда способности человека раскрывались в позднем возрасте. (Я писал об этом в своей «Занимательной психологии».)
Так, у Врубеля это произошло в двадцать семь лет, у Аксакова — в пятьдесят. Знаменитый биолог Линней, физики Франклин и Пьер Кюри и даже Ньютон, Дарвин и Лобачевский считались в школе неспособными учениками. Так что, если в ваши шестнадцать лет у вас не проявились большие способности к чему-либо, не нужно говорить: «Ничего хорошего из меня уже не получится». Можно говорить только: «Ничего хорошего из меня пока не получилось».
Способности к какому-либо виду труда, как правило, сопровождаются интересом к нему, а интерес, в свою очередь, развивает способности, помогает их полному проявлению. Но интерес сам по себе еще не говорит о способностях. Многих девочек привлекает театр, кинематограф. Но сколько слез проливают отвергнутые на конкурсах в театральные институты и училища! Конечно, я допускаю, что иногда совершаются ошибки, что приемная комиссия не разглядела будущую Пашенную или Раневскую.
Но в большинстве случаев все-таки оказывается, что у человека нет способностей к актерской деятельности и ему лучше попробовать поискать свое призвание в чем-нибудь другом.
— А как определить свои способности?
— Во многих случаях это можно сделать простым способом, способом противопоказания. Если вы с детства решили стать хирургом, но не выносите даже вида крови, поставьте под сомнение свой выбор. Если вы не любите детей, не подавайте заявление в педагогический институт. Если в школе вы никогда не интересовались физикой, математикой, техникой, то вам не стоит выбирать сугубо техническую специальность.
Я должен сказать, что в большинстве массовых профессий каждый может хорошо себя проявить. Но некоторые из них требуют от человека определенных свойств. Например, у шофера должно быть широко распределенное, быстро переключаемое внимание.
Как много он должен успеть заметить: сигнал светофора, знак поворота, пешеходов, переходящих и собирающихся переходить улицу! Как быстро он должен реагировать на малейшее изменение обстановки!
Такое свойство внимания необходимо людям всех так называемых наблюдательных профессий. В последнее время в связи с автоматизацией производства все больше и больше повышается их роль. Человек у пульта управления — одна из типичных примет нашего времени.
Зайдите в операторную какого-либо современного химического завода. Сколько здесь контрольно-измерительных приборов! Оператор быстро переключает свое внимание с одного прибора на другой и в то же время видит как бы все приборы вместе.
Если же у вас другое внимание — концентрированное, если, думая о чем-либо, чем-то занимаясь, вам трудно переключаться на другое, то работа оператора вам противопоказана. Но зато свойства вашего внимания смогут сослужить хорошую службу в кропотливой лабораторной работе.
— А можно ли развить способности к тому или иному делу?
— Конечно! В процессе трудовой деятельности способности непременно развиваются! Но вот о чем я хотел бы предупредить. Если поставить перед собой цель — довести свои незначительные способности к музыке или математике до высокого уровня, то далеко не всегда можно получить желаемые результаты. Теоретически каждый школьник может стать академиком. Только одному на это потребуется 30 лет, а другому — 300. Думаю, что последнего это не устроит.
Я хочу, чтобы, выбирая профессию, вы помнили: в любом труде человек может проявляться как творец. Это приносит настоящую радость.
Меня огорчило одно письмо из почты «Подружки». И писала его, видно, очень неглупая девушка: «Я бы с удовольствием пошла работать после школы в детский сад. Когда мы проходили там практику, я придумывала малышам новые игры — и они ходили за мной по пятам. Но все-таки буду поступать в радиотехнический
вуз. По физике и математике у меня отлично. А наш век — век техники».
Трудно не согласиться с последним утверждением, так же, как трудно представить себе этот самый век техники без воспитателей, нянь, портных, поваров. И нужно ли человеку из-за моды на технические профессии отступать от своего призвания?
Если, занимаясь чем-либо, ты почувствовал способность и желание творить, остановись и не ищи больше другой двери: ты вошел туда, куда тебе нужно.
Журнал “Работница” № 9 сентябрь 1966 г.
Post Views: 2
Похожее
|