Золотые слова
Категории раздела
Журнал "Дружба" [8]
Журнал "Красная деревня" [6]
Журнал "Крестьянка" [15]
Журнал "Работница и крестьянка" [6]
Журнал "Работница" [110]
Журнал "Советский воин" [4]
Мои статьи [130]
Экономика [80]
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Друзья сайта
Пятница, 12.04.2024, 23:08
Главный ОТК – рабочая совесть

С читателями «Работницы» беседует член коллегии Госстандарта СССР, председатель Всесоюзного совета начальников ОТК Виктор Яковлевич БЕЛОБРАГИН

Слово «мастер» следовало бы писать с большой буквы. У нас в народе испокон веков мастерами называли людей, не имеющих себе равных в своей области. Все. что делали, создавали эти люди, могло быть без сомнения отмечено “Знаком качества”. О них не писали писали в газетах, но народ хорошо знал своих мастеров: каменщиков, печников, портных, гончаров, мебельщиков, — уважал их, гордился ими. И единственным контролером у такого мастера была рабочая совесть, рабочая честь. Несмываемым позором считал он для себя уронить в глазах своих заказчиков высокое звание мастера.
На каком бы предприятии ни работал сегодня человек, его продукция, дело рук его не минует ОТК. Отдел технического контроля… Никому, пожалуй, не надо доказывать, как важна эта служба, ведь в конечном итоге ОТК любого завода, фабрики, объединения стоит на страже интересов каждого из нас.
Наши требования к качеству растут с каждым годом. И все новые обязанности ложатся на специалистов, следящих за этим. А стало быть, множатся проблемы у службы технического контроля.
Три года назад при Госстандарте СССР был создан Всесоюзный совет начальников ОТК. Собирается он раз в квартал. В его состав входят не только начальники ОТК крупнейших предприятий страны, но и представители ведомственного контроля— главных инспекций по качеству продукции отраслевых министерств, а также
ведущие специалисты Госстандарта. Поскольку главная задача совета — изучение, обобщение и распространение передового опыта борьбы за качество, часть его заседаний проходит непосредственно на предприятиях: так, были выездные заседания на московском заводе «Микромашина», на производственном объединении «Ижмаш», на вильнюсской «Сигме» и многих других.
Вообще круг забот совета обширен. Пять лет назад Совет Министров СССР утвердил новое типовое положение о техническом контроле. Работникам ОТК предоставлено право сообщать о получении некондиционных материалов, сырья, комплектующих изделий в территориальные органы Госстандарта и Прокуратуры СССР «по месту нахождения поставщика» — то есть, попросту говоря, на родину бракодела. Этот же документ ограждает работников ОТК от исполнения обязанностей, не связанных с техническим контролем. ОТК занимается только техническим контролем и в полной мере несет ответственность за свою деятельность. Обнаружив брак, контролер должен не только оперативно определить его причины, но и принять радикальные меры к их устранению, вплоть до приостановки производства.
Теперь в поле зрения ОТК находится весь технологический процесс создания и использования промышленной продукции. Контроль начинается с рассмотрения технической документации на будущее изделие и заканчивается изучением режимов эксплуатации, анализом рекламаций и отзывов потребителей. Таким образом, круг обязанностей контролеров заметно расширился. Сегодня специалисты по техническому контролю не просто регистраторы брака, но и активные борцы за качество на всех этапах производства.
Недавно был усовершенствован порядок аттестации продукции. Согласно новому положению, аттестация изделий будет проводиться не по трем категориям, как это было до сих пор, а только по двум — высшей и первой. Государственные аттестационные комиссии будут строже и требовательней подходить к присвоению Знака качества. Жестче стала формула высшей категории. При каждой проверке будет проверяться и продукция со Знаком качества. Все это должно стать еще одним серьезным заслоном на пути брака.
Но пока так бывает не везде. Вот хотя бы такой пример.
В текстильно-швейном объединении г. Тулы «Чайка» на 1 января этого года скопилось нереализованной продукции более чем на семь миллионов рублей. Не берут. Причины? У дорогих пальто из хорошего материала воротник из песца или норки подбит… мешковиной. Подобных фактов можно привести немало, если заглянуть и
на другие склады. Конечно же, никакие стандарты мешковину под воротник не предусматривали. И если покупатель в обиде на ту или иную продукцию, чаще всего виноваты не стандарты, а их несоблюдение. Ни для кого не секрет, что всякое отступление от стандарта — брак. В любом его требовании, даже незначительном на первый взгляд, выражено наше с вами отношение к данной продукции.
Стандарт всех должен устраивать: и изготовителей, и потребителей.
Но что иногда происходит на деле9 Анализ проверок, проведенных органами Государственного надзора за стандартами и средствами измерения за 9 месяцев этого года, дал весьма неутешительные результаты. По стране проверено 15 287 предприятий. и многие из них выпускают продукцию с отклонениями от стандартов. Это приносит большой ущерб народному хозяйству. Недоброкачественной продукции оказалось на 325,2 миллиона рублей.
В течение прошедшего года были отремонтированы по гарантии сотни тысяч телевизоров, холодильников, магнитофонов, стиральных машин… Среди них немало изделий со Знаком качества. Что же мы гарантируем: качество или ремонт? За 9 месяцев 1984 года Госстандарт вынужден был лишить почетного пятиугольника 338 изделий.
Все это — следствие нарушений технологической дисциплины, штурмовщины, слабой подготовки производства. А еще — явного либерализма заводских контролеров по отношению к виновникам брака. Почему же работники ОТК зачастую вынуждены чуть ли не потакать бракоделам? Да потому, что служба контроля пока полностью зависит от администрации предприятия. И не секрет, что на некоторых производствах гонят план «любой ценой», и в жертву сплошь и рядом приносится качество изделий. Когда к концу месяца, квартала, года все силы коллектива направлены на единую общую цель — выполнение плана реализации, работники ОТК чувствуют себя порой, как во вражеском лагере. Полным ходом крутится производственная машина, а они со своими претензиями «ставят палки в колеса»… Тут часто работникам службы контроля приходится делать выбор: или принципиальность, или хорошие отношения с начальством и товарищами по работе.
Устоит не всякий. И в надежном заслоне браку образуется брешь… Не всегда, оказывается, просто контролеру воспользоваться своим правом проявить твердость и задержать на конвейере недоброкачественное изделие. Какой же выход можно предложить в этой ситуации? Иной порядок подчиненности службы контроля, ведомственная независимость, которая исключит давление на контролеров со стороны руководства предприятия. Сразу повысится авторитет службы ОТК в борьбе за укрепление технологической и производственной дисциплины.
Контролеры будут материально независимы в начислении премий. Они смогут широко пользоваться правом отстаивать свою позицию через административные органы.
Такое право — вывести начальников служб ОТК из подчинения директорам заводов— министерства получили еще в 1979 году, 5 лет назад. Но, как ни странно, они не очень-то спешили им воспользоваться. И долгое время все наши попытки перестроить службу ОТК в соответствии с новым Положением не встречали поддержки. До сих пор единственной попыткой применить это Положение на деле стало принятое в 1983 году Минтяжмашем СССР решение «О переподчинении начальников ОТК трех предприятий Ленинградского региона». То есть начальники служб ОТК этих заводов уже не подчинены директорам своих предприятий. а только лишь Главной инспекции по качеству министерства. Опыт работы по-новому дал интересные результаты. Совет начальников ОТК проведет анализ результатов этого эксперимента и будет стараться распространить его и на другие отрасли промышленности.
Но. сколько бы мы ни говорили об ответственности работников ОТК за качество продукции, нельзя умолчать и о самом главном: за качество отвечаем все мы, каждый из нас. Кто-то спрядет плохую шерсть, из этой шерсти свяжут плохой свитер —  хороший просто не получится…
Кто-то выпустит блеклый, нестойкий краситель, и ткань, сама по себе, может, и неплохая, будет безнадежно испорчена, а то, что из нее потом сошьют, не захочешь взять в руки… Вот так мы все. где бы ни работали, зависим друг от друга и трудимся друг для друга. И лучший ОТК для каждого из нас — совесть рабочая, честь мастера, честь фирмы.

Работница № 12 декабрь 1984 г.