120 лет назад, в феврале 1819 года, был открыт Петербургский университет. К тому времени в Москве, Казани и Харькове уже существовали университеты, но Петербургский имел более ответственные задачи, он должен был готовить профессоров и научных работников для университетов. Крупнейшие русские ученые, основоположники науки в России, были привлечены к работе Петербургского университета. Но науке с трудом приходилось уживаться в стенах университета, так как в уставе высшего учебного заведения значилось: „…юридико-политический, физико-математический и философский факультеты рассматривать как дополнение к кафедре богопознания и христианского учения”.
При открытии в университете было 27 студентов. И только через два десятилетия количество учащихся возросло до двухсот, и лишь к 1850 году студентов было 1.500. Среди студентов не было ни одной женщины. В те времена не было даже гимназий для женщин.
Первыми женщинами – вольнослушательницами были сестры Корсини, дочери придворного архитектора, получившие хорошее домашнее образование. Но их нельзя было назвать даже вольнослушательницами, так как им разрешалось лишь присутствовать на общеобразовательных лекциях: ботанике, зоологии, истории. В 1860 году в стенах университета появилось еще несколько женщин, серьезно решивших получить образование, а вслед за ними пришли еще десяток светских барышень, понимавших учебу в университете как одно из модных занятий. Но через год все женщины были исключены из университета, и лишь немногие из них смогли закончить высшее образование за границей.
В 1904—1905 году в университете было около 100 вольнослушательниц, серьезно стремившихся к науке и активно участвовавших в революционном движении.
Мемориальная доска на здании университета говорит о большой революционности студентов университета.
И действительно, студенчество университета было носителем революционных идей. Несмотря на запрещения, устраивались открытые публичные лекции, сходки. В 1861 году была организована первая студенческая демонстрация протеста против новых, еще более реакционных правил для студенчества. После этого 250 студентов было арестовано, виднейшие профессора в знак протеста против ареста студентов ушли в отставку.
Университет был закрыт на два года. Но революционные идеи ютились в лекционных залах университета. В 80-х годах прошлого столетия в университете учился Александр Ульянов, брат В. И. Ленина, казненный вместе со своими товарищами, тоже студентами, за революционную деятельность. А в 1891 году готовился и блестяще сдал экстерном государственные экзамены Владимир Ильич Ленин.
В день 80-летнего юбилея университета, в 1899 г., студенты протестовали против новых издевательств царизма. Большинство участников протеста были избиты нагайками конной полицией.
Студенты объявили забастовку, которая была поддержана всеми высшими учебными заведениями России, и в результате этого 28 студентов университета было отдано в солдаты. Это еще более усилило революционность студенчества.
После Кровавого воскресенья 1905 года в стенах университета под видом „студенческих кружков”
устраивались собрания революционных организаций, на которых бывали многие социал-демократы петербургской организации: Н. К. Крупская, Е. Ярославский, Землячка и другие. Сотни студентов были арестованы и высланы за революционную деятельность, но революционная работа студентов не прекращалась.
Только после Великой Октябрьской социалистической революции наука в России получила невиданные до сих пор условия для развития.
Преобразился и университет. 8 факультетов объединяют около 6.000 студентов, большинство из них женщины, и многие, будучи еще студентками, ведут самостоятельные научные исследования. Вике Зингер, студентке второго курса биологического факультета, 19 лет, но она уже ведет исследовательскую работу в области рыбоводства. Зингер была в экспедиции, участвовала в первой всесоюзной конференции рыбоводов.
Дора Певзнер — отличница учебы, она овладевает сложнейшим оборудованием в лаборатории.
Дора — секретарь комитета ВЛКСМ и свою научную работу сочетает с общественной.
В нашем Советском Союзе созданы все условия для учебы и всестороннего развития человека. Наша молодежь окружена сталинской заботой. Об этом наиболее ярко говорит факт учебы студентки Никулиной. Ульяна Никулина потеряла зрение. Но ей создали такие условия, что она учится на отлично.
Многие студентки университета стали научными работниками. Зинаида Николаевна Казимирова окончила университет пять лет назад и теперь работает ассистентом при кафедре биохимии. Она — кандидат наук, имеет свои печатные труды по углеводному обмену. Зинаида Николаевна изучает интереснейшие процессы в мышцах, способствующие утомлению, и средства борьбы с ним. Зина Казимирова — секретарь комитета ВЛКСМ научных работников биологического факультета.
Комсомолка Мария Вернидуб — тоже кандидат наук. Она работает над вопросами развития икры, и все свои исследования Вернидуб старается подчинить практике рыбоводства, увязывая вопросы научной биологии с производством. Семья (у Марии двое детей) и общественная работа не помешали молодой женщине написать четыре самостоятельных научно-исследовательских труда.
Екатерина Ивановна Шилова ведет большую исследовательскую работу по почвоведению в Научно-исследовательском институте земной коры.
Университет за эти годы воспитал не только научных работников, он дал и талантливых, энергичных организаторов.
Юлия Тихоновна Козыренко год назад окончила университет и была назначена помощником декана биологического факультета. Факультет этот — самостоятельный вуз, со множеством специальностей, с 12 самостоятельными кафедрами, объединяющими около 900 студентов. Когда Юлия Тихоновна приступила к своим обязанностям, у студентов было более 2.000 несданных зачетов—„хвостов”. Спокойная, твердая и ласковая со студентами, Юлия сумела вывести факультет на первое место по университету и почти на нет свела несданные зачеты.
Вдохновенно и самоотверженно работает и старое поколение университета. Профессор Ольга Михайловна Фрейденберг — первый в Советском Союзе доктор классической филологии, она одна из лучших учениц академика-орденоносца Марра.
Много лет она руководит кафедрой, и на краснознаменном филологическом факультете университета кафедра ее считается наилучшей. Ольга Михайловна образцово поставила научную работу, она сумела привлечь к этой работе, наряду с известными профессорами, молодых научных работников и студенчество. Она любит молодежь, любит жизнь и в своей научной работе не замыкается в формальные наблюдения, а поднимает проблемы, оживляет науку, связывая ее с сегодняшним днем.
Ленинградский государственный университет действительно является кузницей научных работников. Немалое место в подготовке молодых ученых занимают и женщины. Больше трети всех научных работников университета — женщины, четыре из них имеют звание профессора. Женщина не только вошла в науку как равноправная, но во многих ее областях заняла ведущее место.
Свое стодвадцатилетие Ленинградский государственный университет встречает подлинным расцветом науки, тесной дружбой студенчества и профессуры, уверенностью в новых научных победах.
Работница и крестьянка № 4 февраль 1939 г.
Post Views: 16
Похожее
|