Незначительный рост экономик развитых и развивающихся стран ожидается благодаря продолжению системных мер поддержки национальных экономик, начатых в 2012 году.
В США участие государства в экономике в минувшем году было связано со стремлением стимулировать экономический рост в год президентских выборов и обеспечить снижение безработицы. Главными мерами стимулирования экономики стали рекордное снижение основной учетной ставки ФРС (она была установлена на уровне 0 – 0,25% еще в 2008 году), а также широкомасштабный выкуп долговых бумаг на 2,3 трлн долл. В результате, к концу 2012 года безработицу в США удалось снизить до 7,8% (с 8,1%, наблюдавшихся в середине года).
В 2013 году ФРС продолжит реализацию аналогичных мер, стремясь поддержать деловую активность, снизить курс доллара к евро, а также снизить безработицу (целевой показатель – 7,2% к 2015 году).
Регулирование экономики Европейского союза в минувшем году, в основном, было связано со стремлением преодолеть долговой кризис: принято решение о выкупе части госдолга Греции правительствами государств еврозоны и МВФ, одобрено выделение средств на реализацию инфраструктурных проектов в Греции, принято решение о предоставлении Европейским инвестиционным банком гарантий сохранности средств инвесторов в греческую экономику, введено жесткое ограничение государственных расходов (пока, однако, они никак не контролируются на уровне ЕС). В части госрасходов в некоторых странах начали действовать жесткие ограничения: в Германии структурный дефицит бюджета не должен превышать 0,35% ВВП к 2015 году, однако этот показатель планируется достичь уже в текущем году. Также в 2012 году начал действовать Европейский стабилизационный механизм (ЕСМ), созданный по модели МВФ.
Кроме этого, был предложен ряд системных мер обеспечения стабильности европейской финансовой системы: введение должности Еврокомиссара по бюджету или другого органа для надзора за бюджетной дисциплиной стран ЕС, более жесткий контроль за деятельностью рейтинговых агентств.
Таким образом, в отличие от США, Евросоюз разрывается между желанием напрямую стимулировать экономику и каким-то образом урегулировать проблему госдолга.
Китай такими проблемами не очень-то озабочен: в 2012 году он сделал основную ставку на стимулирование развития национальной экономики за счет госрасходов – в рамках очередного 5-летнего плана сделаны крупные государственные инвестиции в инфраструктурные проекты (100 млрд долл. на строительство железнодорожной сети), реализуются долгосрочные программы развития энергетики (с акцентом на экологию, возобновляемую энергетику и строительство сетей).
Продолжение этих программ в 2013 году поддержит развитие внутреннего рынка Китая и создаст «точки роста» в ряде отраслей, которые должны «потянуть» за собой остальные сектора экономики. В наступившем году инвестиции в инфраструктуру будут увеличены, т.к. это всегда происходит в середине (на 3-ий год) каждого пятилетнего плана. Рост инвестиций может поддержать ВВП страны на уровне 8%. Однако Китай близок к «инвестиционному обрыву»: ситуации, когда рост доли инвестиций в экономике страны прекращается, после чего начинается ее существенное падение, а рост ВВП продолжается за счет других факторов.
Источник: компания “Неокон”
Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области
Post Views: 22
Похожее
|