Юрий Банько
В ряду мероприятий, проведенных в рамках Первого мурманского международного экономического форума, особое место занимает Вторая международная конференция «Освоение шельфа: шаг за шагом». Конференция стала важным шагом на пути определения перспектив освоения Штокмановского ГКМ, позволила обсудить проблемы взаимодействия и сотрудничества предпринимателей, банкиров, производственников, «сверить часы» россиянам и их иностранным партнёрам. Мурманск на деле становится центом нефтегазовой индустрии, центром сотрудничества отечественных и зарубежных компаний.
Открывая конференцию, председатель Мурманской областной думы Евгений Никора отметил, что законодательная власть стремится создать благоприятный инвестиционный климат на территории Мурманской области для отечественных и иностранных компаний. В стратегии развития Мурманской области Штокмановский проект занимает особое место. Сегодня не только в России, но и во всем мире заинтересованно смотрят на Арктику, на Кольский полуостров. И это не случайно. Если в 2008 году мировое потребление СПГ составило 172,3 млн тонн, то в 2015 году спрос увеличится до 327 млн тонн в год.
В Мурманскую область в ближайшие годы придут работать многие отечественные и иностранные компании, которые обязаны соблюдать российские законы и законодательство Мурманской области. Но законы не должны ограничивать деловую активность, а наоборот способствовать ее развитию. С этой целью депутатами Мурманской областной думы формируется региональная нормативно-правовая база по вопросам налогового законодательства, обеспечения экологической безопасности, стимулирования производства, инновационного внедрения технологий, подготовки квалифицированных кадров.
Главный исполнительный директор «Штокман Девелопмент АГ» Юрий Комаров, выступая перед участниками конференции, уверенно заявил, что Штокмановский проект технологически реализуем. И это стало ясно после выступления заместителя главного исполнительного директора «Штокман Девелопмент АГ» Эрве Мадео, который акцентировал внимание на сложностях реализации первой фазы проекта. Работать придется в суровых арктических условиях при глубинах моря до 350 метров.
Первая фаза включает разработку концептуально-технических решений, касающихся 16-20 подводных скважин на трёх различных участках, оборудованных донной добычной плитой каждый, включая перенаправление добываемого газа от донной плиты на плавучую добычную установку корабельного типа, а также ледостойкая конструкция плавуче-добычной установки, которая предполагает возможность её отсоединения. В состав одной из крупнейших в мире плавуче-добычной установки войдёт оборудование по переработке газа на борту с минимальной производительностью 70 кубических миллионов газа в день. На данном оборудовании будет осуществляться отделение газа и жидкостей, осушка, компремирование, а также балансировка газа и конденсата с целью исключить образование конденсатов в потоке при его двухфазной транспортировке по трубопроводам диаметром 36 дюймов на береговые объекты обустройства. На плавучей установке месторождения будут работать от 200 до 300 человек, доставка которых будет осуществляться вертолётами.
Для связи с берегом и передачи данных на береговые объекты обустройства, расположенные на расстоянии 150 км будут использоваться оптоволоконные кабели. В состав морского флота войдут ледокол, пожарное аварийно-спасательное судно, судно снабжения и судно для отведения айсбергов. Место выхода трубопроводов на берег будет расположено на северном берегу Кольского полуострова в губе Опасова. Береговая часть магистрального трубопровода протяжённостью 10 км от выхода трубопровода на берег до пробкоуловителя на границе завода, расположенной в долине губы Завалишина, будет проложена под землёй.
В заводские объекты первой фазы войдут приёмные сооружения и в первую очередь пробкоуловитель трубного типа для разделения газа и жидкого конденсата. Магистральному трубопроводу Мурманск – Волхов, соединённому с сетями внутреннего и международного экспорта газа будут подключены две установки комплексной подготовки газа, что позволит транспортировать около половины производственного объёма, включая потребление на собственные нужды.
В компрессорах отходящего газа перед отправкой на хранение и отгрузку будет осуществляться стабилизация конденсата, что при нормальных рабочих условиях позволит избежать сжигания на факеле. В состав линии по производству сжиженного природного газа войдут установки удаления кислого газа, осушки, удаления ртути и сжижения. Процесс сжижения, в котором будут использоваться компрессоры охлаждения с электроприводом основывается на хорошо зарекомендовавшей себя технологии с циклом пропана и смешанного хладагента от компании Air products and chemicals Inc. Производительность линий сжижения составит 7,5 млн тонн сжиженного природного газа в год, что окажется одним из самых высоких показателей в мире.
Теплоэлектростанция будет производить 600 МВт энергии, которая необходима для работы объектов первой фазы. Данную мощность можно соотнести с потребностями в электроэнергии целого города с 1 млн жителей. Все остальные энергоносители будут также производиться на месте.
В состав зоны хранения и отгрузки войдут два двустенных резервуара хранения сжиженного природного газа объёмом 160 тысяч куб м каждый. Система возврата и компремирования паров, резервуар хранения конденсата, причал отгрузки сжиженного природного газа и причал отгрузки конденсата, дополнительные резервуары, перегрузочные комплексы, а также третий причал будут предусмотрены для второй и третьей фаз освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения.
Для обеспечения безопасности проведения морских работ в суровых условиях, а также высокого уровня эксплуатационной готовности портовых сооружений причалы перегрузочных комплексов будут защищены широким волноломом.
Чтобы свести к минимуму влияние суровых погодных условий на строительство объектов, было принято решение о широком пользовании модулей. Зона технической поддержки будет располагаться за пределами заводских сооружений. В неё войдут офисные помещения, ремонтные мастерские, склады, лаборатория, пожарное депо и другие здания, необходимые для эксплуатации комплекса.
В состав портофлота войдут буксиры, пожарные, аварийно-спасательные и транспортные суда, необходимые для эксплуатации портовых сооружений.
В ходе проектирования и строительства особое внимание будет уделено обеспечению безопасности и защите окружающей среды, а также осуществление программы жизнеподдерживающего развития, которая будет разработана с учётом результатов оценки воздействия на окружающую среду, социальную сферу и соответствующих последующих рекомендаций, что позволит облегчить интеграцию деятельности ШДАГ в местную среду.
Первая фаза освоения Штокмановского месторождения обеспечит прямую или косвенную занятость для тысячи рабочих различных квалификаций. Для подготовки будущих кадров компания ШДАГ в 2011 году начнется осуществление программы обучения, реализация которой позволит обеспечить высокий профессиональный уровень эксплуатации морских и береговых объектов с соблюдением самых строгих требований безопасности. Именно лидерство в секторе газоснабжения наряду с высокой репутацией, служащей гарантией надёжности в осуществлении поставок, является основной целью компании ШДАГ.
В настоящее время ШДАГ становится одним из наиболее значительных игроков на мировом рынке производства газа и сжиженного природного газа.
Одной из иностранных компаний, которая надеется принять участие в Штокмановском проекте является компания Technip. Эта компания специализируется на строительстве заводов СПГ, выполнении подводных работ, производстве шлангокабелей, занимается проектированием технологических и буровых платформ. Именно эта компания построила 45 лет назад первый в мире завод СПГ в Нигерии. В портфеле заказов компании строительство первого в мире плавучего завода СПГ. Одним из наиболее значимых для компании Technip проектов является строительство в Катаре завода СПГ, производительностью 7,8 миллиона тон сжиженного газа в год.
По словам президента компании Марка Дюваля, «Technip» надеется вместе с японцами и русскими стать генеральными подрядчиками при строительстве завода СПГ, изготовлении донных плит.
С особым внимание участники конференции выслушали выступления руководителей ассоциаций поставщиков нефтегазовой промышленности. Кнут Хеннингсен, представлявший норвежскую ассоциацию «Петро Арктик», рассказал, как члены ассоциации, а их насчитывается 380, сотрудничали в процессе освоения месторождения Белоснежка. Опыт работы этой ассоциации был использован при создании в Мурманске аналогичной ассоциации «Мурманшельф». Только в 2008 году члены ассоциации поставили нефтегазовым компаниям товаров и услуг на 4 миллиарда норвежских крон, из них 30% за рубеж.
Осуществив перелет через Атлантический океан, прибыл в Мурманск главный исполнительный директор ассоциации нефтегазовых компаний Ньюфаундленда и Лабрадора NOIA Роберт Кэдиган, чтобы поделиться своим опытом работы. При освоении шельфовых месторождений Канады нефтегазовые компании сталкиваются с теми же проблемами, которые возникнут при освоении шельфа в российском секторе Арктики, а потому опыт NOIA по использованию подводных добычных комплексов, отсоединяемых платформ, средств по уводу айсбергов от буровых и добычных платформ может быть востребован и в России. Интересен и такой факт: прежде, чем реализовывать нефтегазовый проект, правительство Канады обговаривает бенефиции в пользу региона, где собирается добывать углеводородное сырье.
В ходе работы конференции состоялось подписание соглашений о сотрудничестве между ассоциациями поставщиков нефтегазовой промышленности NOIA и «Мурманшельф», между «Мурманшельф» и английской ассоциацией «SubseaUK». Великобритания накопила огромный опыт работ на шельфе Северного моря, опыт создания современнейшего оборудования. 56% добываемого Великобританией газа приходится на подводные добычные комплексы. Английские компании с надеждой смотрят на развертывание работ на шельфе Баренцева моря, рассчитывая на предоставление своих услуг и оборудования.
В аналогичной ситуации находятся и члены французской ассоциации производителей нефтегазового оборудования GEP. Во Франции, не имеющей своих нефтегазовых ресурсов, работает на международную нефтегазовую индустрию более 400 компаний. Они ежегодно зарабатывают около 30 миллиардов долларов, из них 10 миллиардов в шельфовых проектах. 2/3 оборота это разведка и добыча, 1/3 – нефтепереработка и продажа нефтепродуктов. Главным своим достижением Ассоциация GEP считает мощную базу для проведения НИОКР, которая включает два научно-исследовательских института. С 2007 года ассоциация GEP ежегодно выделят на НИОКР 10 миллионов евро.
Генеральный директор ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» Григорий Стратий отметил, что опыт Petro Arctic, NOIA, SubseaUK, GEP имеют огромное значение для членов мурманской ассоциации. Мурманская область будет развиваться по пути создания межотраслевого кластера. В ближайшее время будет создан фонд регионального развития и программа развития производственного потенциала.
В рамках конференции состоялась панельная дискуссия «Поставки: российское и иностранное участие». Понятно, что за заказы для Штокмановского проекта развернется серьезная и упорная борьба. Российское правительство определило главным условием для получения контракта иностранной компанией – привлечение в качестве субподрядчика российских партнеров, передача им современных технологий. Отечественным предприятиям нужно готовиться к работе в новых условиях. Российская промышленность должна шаг за шагом осваивать новейшие технологии, чтобы в дальнейшем от субподрядов перейти к выполнению генеральных заказов, тем более что вторую и третью фазы освоения Штокмановского месторождения Россия намерена осваивать самостоятельно.
Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области
Post Views: 12
Похожее
|