США демонстрируют пример того, как в отрасли, где«подрастает» монополист, создать конкуренцию на благо всей экономики.
Компания Tesla – американский производитель электромобилей – показывает чрезвычайно высокие темпы роста. В прошлом году ее выручка выросла на 487% (до 2 млрд долл.), акции компании выросли на 500%, а продажи превысили ожидания самой компании. За год компания продала 22,5 тыс. машин. Еще больше планируется продать в 2014 г. – до 35 тыс. электромобилей. При этом Tesla не только производит автомобили, но и сама их продает в большинстве штатов США,а также сама строит пункты зарядки автомобилей.
Получается палка о двух концах: с одной стороны, компания быстро растет и в ближайшее время сможет существенно снизить зависимость частного автотранспорта США от нефти, снизить спрос на автомобильное топливо и высвободить нефть для нефтехимических производств. С другой стороны компания имеет все шансы в скором времени вырасти в монополиста, учитывая большие инвестиции, гигантские темпы роста и вертикальную интеграцию – от производства до обслуживания. В этом случае влияние компании на экономику США может оказаться не менее сильным, чем влияние цен на автомобильное топливо. Государству придется принимать меры по разукрупнению компании, что будет болезненно и для нее самой, и для политической жизни страны.
Сейчас государство пытается предотвратить монополизацию отрасли «на дальних подступах»: в штате Нью-Джерси запретили продавать автомобили компаниям, которые их же и производят. Ранее аналогичные решения были приняты еще в двух штатах. Это значит, что продавать автомобили теперь смогут только специальные дилеры. Они получат возможность заработать на быстро растущем рынке, а Tesla лишится части доходов. Решение властей уравняет Tesla с другими производителями электромобилей – традиционными автопроизводителями, которые только осваивают рынок электромобилей и продают машины через дилеров.
Решение властей Нью-Джерси по своему принципу повторяет многие другие антимонопольные решения. Сравнить, например, с «Третьим энергопакетом» ЕС: по нему производители энергоресурсов (например, газа) не имеют права его транспортировать, продавать и распределять между конечными потребителями. «Третий энергопакет» направлен на демонополизацию европейской энергетики.
Что касается автомобилей Tesla, то для потребителей их цена, скорее всего, возрастет. Однако тем самым они оплатят создание конкурентной среды на рынке, что, теоретически, в перспективе должно привести к снижению цен на услуги и товары в отрасли.
Для нас же пока непонятно, что экзотичнее: люксовые электромобили или государственная политика по развитию конкуренции.
Источник: компания “Неокон”
Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области
Post Views: 8
Похожее
|