Золотые слова
Категории раздела
Журнал "Дружба" [8]
Журнал "Красная деревня" [6]
Журнал "Крестьянка" [15]
Журнал "Работница и крестьянка" [6]
Журнал "Работница" [110]
Журнал "Советский воин" [4]
Мои статьи [130]
Экономика [80]
Календарь
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Друзья сайта
Четверг, 18.07.2024, 13:59
Стержень российской политики или кнут для российских чиновников

Тема реализации майских указов традиционно остается в центре всех выступлений Президента Путина. И у этой темы существуют три аспекта.

Во-первых, для Путина действительно важно исполнение указов. Для него это не просто предвыборные обещания, это его мечта, его представление о том, как должна жить страна. И реализация указов для президента – это его миссия. Он искренен в этом и готов идти до конца.

Во-вторых, реализация указов потребовала наведения порядка в системе управления страной. Этой теме были посвящены «юбилейные» встречи президента с правительством и силовиками. Ключевым здесь стал переход от документооборота к работе на результат, четкое определение персональной ответственности за этот результат и прямая зависимость личной карьеры чиновника от этого результата.

В-третьих, изменение взаимоотношений центра и регионов. Уже летом–осенью стало понятно, что исполнение майских указов оказалось непосильным бременем для региональных бюджетов. С одной стороны, эта ситуация провоцировала регионы на поиск нестандартных решений: предполагалась активизация работы по привлечению инвестиций и улучшению инвестиционного климата, но получилось далеко не у всех. Многие регионы просто брали кредиты или перераспределяли средства, например, закрывая малокомплектные школы и больницы. С другой стороны, эти «титанические» усилия регионов привлекли внимание федеральной власти к региональной экономике и политике. Для Путина стало очевидно, что его идефикс может реализоваться только на региональном уровне.

Все три аспекта (тенденции) проявились, правда, в разной степени, в последних предновогодних выступлениях Путина. Глубина обсуждения каждого из аспектов определялась форматом встречи.

На встрече с Общероссийским Народным Фронтом 5 декабря ключевым был первый аспект: много говорили о ЖКХ и ещё больше – об образовании: некоторые газеты даже назвали эту встречу совещанием по вопросам образования. И это естественно: президент встречался с общественностью, а здесь принято говорить о конкретных, насущных проблемах.

В Послании Путин коснулся всех трех аспектов. Он подробно рассказал обо всех направлениях развития, упомянутых в указах: образовании, здравоохранении, науке и инновационном развитии. Тема указов осталась (как и в предыдущем Послании) каркасом всего выступления. Но Путин коснулся и второй, и третьей тем – правда, шли они у него в неразрывной связке. Эффективность управления он требует повышать за счет перехода на программный метод бюджетирования не только на федеральном, но также на региональном и местном уровнях, и за счет увеличения роли местного самоуправления. Такой подход вполне естествен: он отражает регионализацию процесса реализации указов – перенос центра тяжести на регионы. А к тому же позволяет надеется на то, что не давшая пока существенных результатов на федеральном уровне оптимизация государственного управления может получиться на уровне региональном.

Сложнее с решением бюджетных проблем. Путин предлагает изыскивать средства в тех же региональных бюджетах за счет их оптимизации, но здесь налицо очевидное противоречие: оптимизация и подушевое финансирование убьют малокомплектные школы и больницы, что приведет к уменьшению доступности образования и медицинского обслуживания – а это уже противоречит и букве, и духу указов. (Это противоречие к сожалению объективно, оно является выражением более глубокого противоречия – между социальными целями государства и рыночным способом их достижения. Но, при построении капитализма с человеческим лицом, иного и быть не может).

В ходе своей традиционной пресс-конференции Путин вновь коснулся всех трех аспектов. Отвечая на конкретные вопросы, он говорил обо всех социальных сферах. Много времени было посвящено «ручному управлению» Россией. Журналисты пытались показать, что Россия управляется в ручном режиме, и задавали вопрос: Гордится ли Путин этим обстоятельством или огорчается? Президент сказал, что ручное управление – это видимость; в действительности, система управления существует, хотя её ещё нужно развивать. А видимость «ручного управления» возникает из-за того, что первое лицо принимает значимые для общества решения, и поэтому со стороны кажется, что кроме первого лица никого нет. Но органы власти и, в первую очередь, правительство работают и работают удовлетворительно, так что отставки кабинета ждать не стоит.

Какие же выводы можно сделать из вышесказанного?

Основной центр президентской политики переместился в регионы.

Задача повышения эффективности управления тоже перемещается в регионы; но пока предложена лишь одна технология такого повышения – программный метод формирования бюджета. Административные механизмы контроля не упоминаются. Вопрос о местном самоуправлении поставлен, но механизмы повышения его роли четко не названы.

Очевидно снижается публичное внимание к повышению эффективности федерального управления; но пока непонятно, будут ли усилия в этом направлении свернуты или они будут продолжатся непублично. Второе представляется более вероятным, но нужны дополнительные подтверждение.

Противоречие между государственными целями и частно-рыночными методами их реализации проявляет себя, но, похоже, Путиным ещё не осознано. Посмотрим, что будет дальше.

Компания “Неокон”