Охочинский Д. М., Охочинский М. Н.
Сегодня, когда мы отмечаем семидесятую годовщину победы над фашизмом, стоит вспомнить о сотрудниках Ленинградского военно-механического института – Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова, прошедших Великую Отечественную войну и, будучи уже зрелыми, многое повидавшими людьми, выбравших в качестве своей «мирной» профессии ракетную технику. Слово «мирная» в данном случае вполне уместно взять в кавычки, потому что ракетостроение в послевоенные годы стало той отраслью науки и техники, которая была призвана защищать нашу страну от внешнего врага, не менее сильного и не менее опасного, чем только что поверженная Германия. Вполне можно говорить о немалом вкладе ученых и инженеров, прошедших фронт, в создание в Военмехе школы подготовки инженеров-ракетчиков, которая и сегодня обеспечивает квалифицированными кадрами отечественную аэрокосмическую промышленность. Вот три биографии представителей поколения, которое, по сути, стояло у истоков ракетной техники и технологии нашей страны.
Григорий Григорьевич Шелухин (1916-2008). Родился будущий ученый в семье учителя в г. Махачкале, где окончил семилетнюю школу и индустриальный политехникум [1].
В 1933 г. Шелухин поступил в Ленинградский электромеханический институт, но через год перевелся в Военмех, который и окончил в 1939 г., получив диплом с отличием и квалификацию инженера-механика. Сразу после окончания института – аспирантура. Как писал Григорий Григорьевич в своей автобиографии, «…за время пребывания в аспирантуре полностью выполнил индивидуальный учебный план и приступил к диссертационной работе. Диссертационную работу тогда не закончил, т. к. в марте 1941 г. решением ЦК КПСС был направлен на работу в Народный Комиссариат Государственного контроля на должность контролера по Наркомату боеприпасов СССР» [2].
В июле 1941 г. Шелухин был призван в армию и направлен на курсы при Артиллерийской академии в Москве. Уже в августе 1941 г. Григорий Григорьевич был досрочно выпущен с курсов и назначен помощником начальника 2-го отделения штаба Оперативной группы гвардейских минометных частей (Южный фронт). В апреле 1942 г. он стал помощником начальника 2 отделения Артснабжения 48-й Армии (Брянский фронт), а в декабре того же года – начальником этого отделения. В этой должности он оставался до сентября 1945 г. Немалый опыт работы с ракетными снарядами для реактивных гвардейских минометов – знаменитых «Катюш» – Григорий Григорьевич получил уже в ходе своей военной службы. За время пребывания на фронте Шелухин был удостоен орденов Красной Звезды, Отечественной войны I степени (дважды), медалей «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией».
Свою военную карьеру Шелухин завершил в марте 1946 г. начальником отдела боеприпасов Управления Артснабжения Казанского военного округа, куда его воинская часть была переведена из Восточной Пруссии в сентябре победного 1945 г. Он был демобилизован в звании инженер-майора и направлен «…в распоряжение директора ЛВМИ для работы по специальности. Основание – заявка Л.В.М.И-та. Срок прибытия к месту назначения – 25/III 1946 г.» [3]. И уже с 26 марта 1946 г. Шелухин работал в должности ассистента кафедры проектирования боеприпасов ЛВМИ. В июне следующего года он защитил диссертацию и получил ученую степень кандидата технических наук. В октябре 1947 г. приказом по Министерству Высшего образования СССР Шелухин назначается деканом факультета реактивного вооружения Ленинградского ордена Красного Знамени военно-механического института [4].
В историю Военмеха он вошел именно как один из организаторов этого самого первого в стране ракетостроительного факультета. Подчеркнем, что военный, командирский опыт, несомненно, помогал Григорию Григорьевичу в непростой организационной работе. А в январе 1949 г. в структуре факультета была создана кафедра пороховых ракетных двигателей и активно-реактивных снарядов – кафедра №4 (приказ МВО СССР №29 от 26 января 1949 г.) [5]. Шелухин стал организатором этой кафедры, вскоре получившей широкую известность в стране как кафедра твердотопливных ракетных двигателей (РДТТ), и ее первым заведующим (Приказ № 296 от 7 сентября 1949 г. по Главному управлению машиностроительных вузов МВО СССР) [6]. Григорий Григорьевич руководил этой кафедрой более тридцати лет, вплоть до 1981 г.
Под руководством Шелухина за эти годы были проведены пионерские работы по экспериментальному исследованию внутрикамерных процессов в экстремальных условиях, основанные на использовании оптических методов со скоростной кинорегистрацией. Были изучены механизмы горения перспективных твердых топлив, разработаны новые физические методы регулирования процессов горения твердого топлива, теплообмена в РДТТ и тепловой защиты двигателей, разработаны подходы к созданию двигателей новых схем [7]. При этом, как отмечает профессор В. А. Бабук, «…особенностью кафедры являлось то, что она в течение 30 лет являлась единственной в Советском Союзе кафедрой «Твердотопливные двигатели летательных аппаратов». Имелись и в других вузах кафедры, обеспечивавшие подготовку сразу по нескольким типам двигателей, но такой специализированной кафедры больше не было…» [8]. Подготовка специалистов и кадров высшей квалификации на кафедре Шелухина проходила на базе и в процессе упомянутых научных разработок, и это обеспечивало качество подготовки и постоянную востребованность выпускников кафедры отечественной ракетостроительной промышленностью.
В мае 1962 г. Григорий Григорьевич успешно защитив диссертацию, стал доктором технических наук, а в 1963 г. был утвержден в ученом звании профессора. Между созданием новой кафедры и докторской степенью – несколько важных событий: работа заместителем директора ЛВМИ по научной работе (1949-1953), обучение в докторантуре МВТУ им. Н. Э. Баумана (1953-1955), работа советником в Пекинском авиационном институте (1957-1958), по сути – самое непосредственное участие в создании этого учебного заведения. И все эти годы, с небольшими перерывами на командировку, Шелухин продолжал заведовать созданной им кафедрой. В списке основных трудов профессора Шелухина, который он подготовил в 1978 г. для очередного избрания на должность заведующего кафедрой, числится 216 позиций, из них – 92 опубликованных научных статьи и 10 авторских свидетельств на изобретения [9]. Всего же ученый за свою научную жизнь, – а он до последних дней сохранял завидную творческую активность, – ученый стал автором более чем 200 печатных научных трудов и более 50 изобретений.
Г. Г. Шелухин – признанный основатель военмеховской научной школы внутрикамерных процессов энергоустановок на твердом топливе и процессов горения таких топлив. Среди его учеников – более 50 подготовленных им лично кандидатов технических наук; 6 человек при его научном консультировании стали докторами технических наук. А в 1987 г. Шелухин вместе со своими учениками начал в Военмехе подготовку специалистов в области лазерной техники, что, как было отмечено в одном из многочисленных юбилейных приказов, «…еще раз подчеркивает многогранность и неувядаемость его научно-педагогического таланта» [10]. Заслуги Шелухина в руководстве созданной им научной школой, в создании новых методов проектирования РДТТ, в подготовке кадров для ракетостроительной промышленности были отмечены государственными наградами. К боевым орденам добавились орден Трудового Красного Знамени, орден Знак Почета, медали «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В. И. Ленина», ему было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».
Николай Иванович Слесарев (1923-1997). Родился Николай Иванович 22 марта 1923 г. в Ленинграде. После окончания средней школы в 1940 г. поступил в Ленинградский военно-механический институт на Артиллерийский факультет.
В июне 1941 г. он ушел в народное ополчение, участвовал в первых боях под Ленинградом, на Лужском рубеже, затем служил в различных воинских частях, пройдя всю войну от Ленинграда до Берлина и Праги. Был дважды тяжело ранен, но возвращался в строй. Рядовой Слесарев был награжден многими боевыми наградами, в том числе орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги», «За победу над Германией» [11]. После окончания Великой Отечественной войны Слесарев продолжил обучение в Военмехе на факультете реактивного вооружения (куда он был принят сразу на второй курс), получил диплом с отличием, поступил в аспирантуру. По окончании аспирантуры Николай Иванович по распределению в течение нескольких лет работал в Челябинском политехническом институте, где стал первым деканом механико-технологического факультета, готовившего специалистов для ракетной промышленности, и заведующим профильной кафедрой. С 1958 г. и в течение почти тридцати лет Слесарев работал в Военмехе, с 1963 г., после защиты кандидатской диссертации доцентом кафедры ракетостроения.
Основное направление научных исследований Н. И. Слесарева в течение практически всех лет его научной карьеры – физические методы регулирования процессов горения твердого топлива (кстати, начаты эти исследования были на кафедре, руководимой Г. Г. Шелухиным; там же были получены первые значимые результаты, положенные автором в основу кандидатской диссертации). Слесарев одним из первых в нашей стране создал работоспособные образцы армированных зарядов и «тепловых ножей», и то, и другое – защищенное авторскими свидетельствами СССР. Позднее вместе со своими учениками он предложил ряд оригинальных способов перемещения «тепловых ножей» с заданной скоростью, которые также были признаны изобретениями и защищены авторскими свидетельствам.
В семидесятые-восьмидесятые годы прошлого века научная группа, возглавляемая Н. И. Слесаревым, разработала одну из первых отечественных систем автоматизированного проектирования (САПР) геометрических параметров зарядов РДТТ, положив в ее основу оригинальный алгоритм численного счета, предложенный Слесаревым. Полученная система оказалась конкурентоспособной, была признана конструкторами РДТТ, внедрена на ряде предприятия отрасли и использована при проектировании ряда реальных конструкций. Позднее разработчики адаптировали эту систему к использованию в учебном процессе Военмеха [12]. В приказе ректора ЛМИ, выпущенном по случаю ухода Слесарева на заслуженный отдых в декабре 1986 г., говорилось: «…Успешно закончил диссертацию, в которой впервые в мировой практике разработал и обосновал новые методы и конструктивные способы обеспечения требуемых характеристик двигателей.
…Своей скромностью, трудолюбием, любовью к педагогическому труду и научной работе Николай Иванович снискал глубокое уважение товарищей по работе и студенческой молодежи. Научные труды и идеи Слесарева хорошо известны и используются в конструкторских бюро ряда отраслей промышленности» [13]. Действительно, лекции Слесарева студенты слушали с большим вниманием, его выступления на научных семинарах неизменно собирали заинтересованную аудиторию, а количество новых идей, связанных с текущей работой и обычно оказывавшихся интересными и продуктивными, заставляло удивляться сотрудников его научной группы. Один из авторов этой статьи вспоминает о годах совместной с Николаем Ивановичем работы с неизменным удовольствием.
Юрий Аркадьевич Куликов (1921-2008). Родился Юрий Аркадьевич 30 декабря 1921 г. в г. Череповец в семье служащих. В 1939 г. он окончил среднюю школу № 17 в Мурманске, приехал в Ленинград для поступления в вуз, но уже в ноябре того же года был призван в армию.
Службу первоначально проходил в Морской пограничной охране НКВД, а когда началась Великая Отечественная война, Юрий Аркадьевич был переведен на Черноморский военный флот, на кораблях которого принимал участие в боях. Служба продолжалась и после окончания войны – демобилизовался Юрий Аркадьевич только в марте 1947 г. Последняя его воинская должность – командир отделения радистов в Разведотделе Черноморского флота и Керченском дивизионе «морских охотников». За участие в боевых операциях, в частности, сопровождении разведгрупп, уходивших в тыл противника, Куликов был награжден Орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Одессы», «За оборону Севастополя», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией» [14].
Поступив в 1947 г. в Ленинградский военно-механический институт, Ю. А. Куликов окончил его в феврале 1953 г., получив диплом с отличием. Далее – аспирантура, работа на Первой кафедре в должности ассистента, написание и защита в 1959 г. кандидатской диссертации, которая, к сожалению, в 1961 г. не была утверждена Высшей аттестационной комиссией [15]. И после этого – почти сорок лет работы в Военмехе, на Первой кафедре, в различных педагогических должностях: ассистентом, исполняющим обязанности доцента, старшим преподавателем. Юрий Аркадьевич читал большие лекционные курсы и вел лабораторные занятия по базовым дисциплинам Первой кафедры – «Основы устройства летательных аппаратов» и «Устройство и проектирование летательных аппаратов». Характеристики, хранящиеся в личном деле Куликова, вне зависимости от даты их составления, неизменно содержат формулировки «зарекомендовал себя квалифицированным специалистом», «показал себя опытным преподавателем и научным работником», «активно занимается научными исследованиями». На последней формулировке необходимо остановиться подробнее.
Из большого числа разнообразных научно-исследовательских работ, которые вела Первая кафедра [16] и в которых Юрий Аркадьевич принимал участие как исполнитель, мы выделим госбюджетную НИР, направленную на создание пакетов прикладных программ (ППП), позволяющих решать задачи анализа и синтеза ракетных транспортных систем различных классов – ракет-носителей, крылатых, баллистических, зенитных и противотанковых ракет. Исследования проводились с конца семидесятых годов прошлого века под научным руководством доктора технических наук, профессора В. В. Шкварцова большим коллективом сотрудников Военмеха, работавших в основном на Первой кафедре [17]. Юрий Аркадьевич принимал в этих работах самое активное участие, лично разработал ряд габаритно-массовых моделей элементов конструкции баллистических ракет и расчетных алгоритмов, а также создал программные модули, реализующие эти модели и алгоритмы. А затем в течение почти десяти лет, пришедшихся на конец восьмидесятых – начало девяностых годов, он совместно с Л. Н. Бызовым и А. Л. Исаковым неоднократно модернизировал созданный ППП САПР ракетных транспортных систем. Отметим, что во многом именно благодаря его кропотливой работе ППП «САПР РБ» постоянно обновлялся и расширял свои возможности, и до сегодняшнего дня широко используется в учебном процессе Воен-меха. На заслуженный отдых Юрий Аркадьевич Куликов ушел в 1998 г.
Вот три представителя военного поколения, проработавшие в Военмехе долгие годы. У них разные биографии, разные научные достижения, разные – иногда отличающиеся диаметрально – научно-педагогические карьеры. Но есть нечто общее в жизненных историях фронтовиков Г. Г. Шелухина, Н. И. Слесарева, Ю. А. Куликова: свою судьбу с Военмехом они связали навсегда, и никогда не изменяли изначально выбранному направлению своей работы – ракетной технике, созданию новых видов ракетных систем, которые обеспечивали безопасность нашей страны.
Примечания:
1. Факты биографии Г. Г. Шелухина взяты из его личного дела, хранящегося в архиве БГТУ «Военмех», ед. хран. № 182, на 135 листах. 2. Личное дело Г. Г. Шелухина. Архив БГТУ «Военмех», ед. хран. № 182, с. 64. 3. Там же, с. 1. 4. Там же, с. 3. 5. Трибель М. В. Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова. Исторические вехи университета 1875-2012. СПб: Аграф+, 2012. С. 343. 6. Личное дело Г. Г. Шелухина. Архив БГТУ «Военмех», ед. хран. № 182, с. 5. 7. Бабук В. А. Кафедра космические аппараты и двигатели // Факультеты и кафедры Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д. Ф. Устинова. История развития с 1932 по 2012 г. СПб: Аграф+, 2012. С. 38-39. 8. Там же, с. 37. 9. Личное дело Г. Г. Шелухина. Архив БГТУ «Военмех», ед. хран. № 182, с. 65-74. 10. Там же, с. 112. 11. Личное дело Н. И. Слесарева. Архив БГТУ «Военмех», ед. хран. № 64, с. 6-9. 12. Биография и основные направления научной деятельности Н. И. Слесарева подробно изложены в статье: Охочинский Д. М., Охочинский М. Н. Вклад Н. И. Слесарева в разработку твердотопливных ракетных двигателей // Геополитика и безопасность. 2012. № 3. С. 110-114. 13. Личное дело Н. И. Слесарева. Архив БГТУ «Военмех», ед. хран. № 64, с. 44-45. 14. Личное дело Ю. А. Куликова. Архив БГТУ «Военмех», ед. хран. №1 3, с. 7, 9-10. 15. Там же, с. 38-39, 41. Каких-либо архивных документов, которые могли бы пролить свет на причины, по которым ВАК принял решение «…отменить решение Совета Ленинградского ордена Красного Знамени военно-механического института… о присуждении Куликову Юрию Аркадьевичу ученой степени кандидата технических наук на основе защиты диссертации…», пока обнаружить не удалось, равно как и людей, обладающих подобной информацией. 16. Охочинский М. Н. Из истории кафедры «Ракетостроение» Военмеха // Геополитика и безопасность. 2011. № 2. С. 40-48. 17. Бызов Л. Н., Ельцин С. Н., Исаков А. Л., Охочинский М.Н. Построение учебных САПР транспортных ракетных систем // В сб. «Неоднородные конструкции. Труды XIX Российской школы и XXIX Уральского семинара». УО РАН, Екатеринбург, 1999, с. 153 – 157; Бызов Л. Н., Охочинский М. Н. Пакет прикладных программ «САПР ракетных транспортных систем»: учебное пособие. СПб: БГТУ «Военмех», 2005, 116 с.
Журнал “Геополитика и безопасность” № 2 2015
Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области
Post Views: 50
Похожее
|