В 2013 году продолжится рост ритейла, наблюдавшийся в последние годы. Министерство экономического развития РФ прогнозирует рост отрасли на 6,1% по итогам 2012 года и на 5,4% в 2013 году.
Розничные продажи занимают 16% в структуре роста ВВП России – это больше, чем доля добычи полезных ископаемых (9%). Потому поддержка государством частного потребления является одним из определяющих факторов роста ВВП страны.
В ближайшие годы драйвером роста ритейла станет экспансия торговых сетей в регионы и малые города численностью 50 – 300 тысяч жителей. Это связано с растущей конкуренцией в крупных городах и низким охватом сетевым ритейлом потребителей в малых. Однако на этом пути торговые сети уже сейчас сталкиваются с проблемами.
Препятствием для развития ритейла является антимонопольное законодательство, запрещающее одной и той же сети продавать на территории одного муниципального образования или городского округа более ¼ всех товаров. Таким образом, затруднено расширение торговых сетей в регионах: открытие одного-двух магазинов может исчерпать всю «квоту» в одном муниципалитете.
Другой проблемой является нехватка торговых площадей. Во многом именно их недостаток на рынках Москвы и Петербурга, которые в прошедшие годы аккумулировали до 90% всех инвестиций в ритейл, подталкивает крупные сети в регионы. Однако и в малых городах проблема недвижимости стоит остро: там торговых площадей либо вообще нет, либо они крайне низкого качества.
Существенной проблемой является нехватка кадров: при открытии новой торговой точки под нее трудно набрать сотрудников, т.к. местные жители неохотно идут работать в ритейл, воспринимают его как временное место работы. В одной только Москве в ритейле существует 60 тысяч вакансий. Всего же в разных регионах дефицит кадров в отрасли составляет 5 – 25%. При этом, 47% руководителей торговых сетей заявляют, что недовольны персоналом.
Проблемы с привлечением персонала во многом связаны с ограничениями, существующими для трудоустройства мигрантов: с 2007 года действует запрет на работу мигрантов в розничной продовольственной и фармацевтической торговле. До недавнего времени торговые сети легко обходили этот закон, привлекая мигрантов на условиях аутсорсинга, но в 2012 году появились первые случаи штрафов сетей со стороны Федеральной антимонопольной службы (ФАС) за привлечение мигрантов на подобных условиях.
В 2013 году возможно снятие некоторых из названных барьеров: введение 25-процентной квоты для привлечения мигрантов в розничную торговлю; также повышение доли сетей на местном рынке при условии строительства ими новых помещений и использовании магазинов, где ранее продавались товары другого профиля; законодательное повышение максимальной доли сети на муниципальном рынке до 35%.
Системные проблемы ритейла подтолкнут развитие электронной коммерции. Ожидается, что по итогам 2012 года ее объем в России составит около 12 млрд долл. – 1,9% от всех розничных продаж в ушедшем году. Но уже за ближайшие 3 года объемы розничных продаж через интернет вырастут в 3 раза – до 36 млрд долл. в 2015 году.
Потребительский спрос будет поддержан потребительским кредитованием, взрывной рост которого наблюдался в 2012 году. У потребителя сейчас есть достаточно широкий выбор инструментов: от полноценного потребительского кредита с предоставлением всех необходимых документов до моментального кредита «до зарплаты» без обеспечения, который выдается при наличии одного только паспорта. Общее количество выданных кредитов в 2012 году выросло почти на 44,5% (против 34,7% в 2011 году). По кредиткам прирост составил 74,8% (44,8% в 2011 году). Рост микрокредитования составил порядка 35%, но это только по крупнейшим микрофинансовым организациям (МФО), которые представляют данные в бюро кредитных историй.
Рост потребления населения является основным драйвером роста ВВП России последних двух лет. Так, например, если темпы прироста кредитного портфеля сократятся до 15% при прочих равных, это может практически обнулить прирост ВВП в 2013 году. Рост розничной торговли более чем на треть обусловлен кредитами. Однако накачка экономики деньгами через потребкредитование является нездоровой тенденцией, поскольку сильно увеличивает риски экономики в случае снижения цен на нефть. Еще один фактор – доля расходов на обслуживание кредитов в доходах населения. Сейчас эта доля достигает 20%, а при снижении цен на нефть до 80 долл. за баррель может вырасти до 40%. При том, что реальные доходы населения в последние 2-3 года практически не растут, рост кредитной нагрузки на население сравним с бомбой, которая неизбежно сработает в случае ухудшения макроэкономической ситуации. По банкам уже наблюдается тенденция к пропорциональному росту «плохих» долгов относительно роста портфеля (сейчас доля невозвратов составляет около 6,5% и остается такой уже более года).
При этом, доля одобрений по небольшим (до 50 тыс. рублей) кредитам составляет около 75%-80%, при том, что по автомобильным кредитам и ипотеке не превышает 35%.
Согласно оценкам ЦБ, приемлемым с точки зрения сохранения макроэкономической стабильности является рост потребительского кредитного портфеля не более чем на 20% в год, поэтому в 2013 году будет ужесточаться политика в части собственного капитала банков и требований к заемщикам. Также за счет обеспечения МФО из информации бюро кредитных историй предполагается снизить процент одобрений по микрокредитам «до зарплаты».
Правда, тут есть нюанс: МФО не имеют таких ограничений, как банки, поэтому при снижении одобрений у крупных организаций, потребитель сможет брать такие кредиты у более мелких и менее требовательных. При этом такая тенденция будет способствовать росту «теневой» части экономики и наличному обращению. А процентные выплаты у таких организаций (иногда превышаю 1000% годовых) способны серьезно подорвать потребление заемщиков, загоняя их в долговую яму.
В этой ситуации банки будут стремиться лоббировать усиление регулирования денежными властями деятельности МФО с одной стороны (при том, что многие МФО аффилированы с банками, и через них банки зарабатывают на тех клиентах, которым не могут выдать кредиты сами), а с другой – усиливать проникновение кредитных карт.
Потенциал роста этого рынка более чем велик. Кредитная нагрузка на население сейчас составляет порядка 10,2% ВВП. В США – более 80%, в ЕС – более 65%. Культура потребления предполагает наличие в кошельке не менее 5-6 кредитных карт, в то время как в России превалируют дебетовые (зарплатные) карты. Доля кредиток в общей массе не превышает 15%.
В 2013 году рост потребительского кредитования может немного замедлиться, но в любом случае он вряд ли будет меньше 30%, при этом рост микрокредитования, напротив, может ускориться до 40-45%, учитывая все большее проникновение в регионы различных МФО и выход на рынок новых крупных игроков.
Вместе с ростом распространения кредитных и дебетовых карт продолжится и рост мошенничества, связанного с ними. В 2012 году количество случаев мошенничества, связанного со всеми видами карт, выросло в 1,5 раза. В 2013 году количество таких случаев увеличится в связи с распространением карт. По ряду оценок, в среднем каждый банк из первой сотни российского рейтинга ежегодно теряет со счетов клиентов около 100 млн. руб. А каждый банк из первой десятки фиксирует потери уже около 0,5 млрд руб. в год.
Рост ритейла и электронной коммерции приведет к дополнительному росту импорта. Увеличение импорта будет поддержано либерализованным законодательством, принятым со вступлением России в ВТО. Так, только за период с сентября по декабрь 2012 года импорт продовольственных товаров в Россию вырос на 10 – 33,5% по разным статьям импорта, по некоторым (молоко и сгущенное молоко) – на 100%.
Рост импорта повлечет продолжение оттока капитала из России. Однако обратный процесс (приток валюты с сырьевых рынков) и высокий уровень государственных расходов сделают возможным ускорение инфляции и могут повлечь ограничение объемов денежной массы ЦБ РФ. Так, дефицит ликвидности уже отмечался банками в течение всего 2012 года и лишь к концу года ситуация относительно стабилизировалась. При этом финансовые власти страны окажутся перед дилеммой: допустить ослабление рубля для стимулирования экспорта (т.е. включиться в валютные войны и ускорить инфляцию) или снижать инфляцию для сохранения накоплений граждан и привлечения иностранных инвестиций. Скорее всего, будет выбран второй вариант.
Источник: компания “Неокон”
Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области
Post Views: 25
Похожее
|