Золотые слова
Категории раздела
Журнал "Дружба" [8]
Журнал "Красная деревня" [6]
Журнал "Крестьянка" [15]
Журнал "Работница и крестьянка" [6]
Журнал "Работница" [110]
Журнал "Советский воин" [4]
Мои статьи [130]
Экономика [80]
Календарь
Сентябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Друзья сайта
Пятница, 13.09.2024, 20:40
Падение рынков, кредит и занятость

Поскольку еще нет данных за I квартал 2015 года, приходится ориентироваться на информацию о 2014-м и некоторые оценки за первые два месяца текущего года.

В прошлом году рынки падали очень неравномерно. Самый яркий пример – автомобильный рынок. К осени падение месяц к месяцу составило около 30%, а затем, примерно с октября, на волне девальвации, рынок «выстрелил» и отыграл почти все предыдущее падение. Но эффект не был долгим: после Нового года авторынок обвалился драматически, падение достигает почти 40%, и это – в среднем. Не считая всплеска в IV квартале, вызванного падением курса рубля, автомобили находились в общем тренде: импорт снизился в среднем на 40-50%. Это касается и техники, и одежды, и ТНП.

Гораздо более плавным было снижение в секторе пищевых продуктов: тут оно составило от 5 до 20% по разным товарным категориям, и было связано, в основном, с замедлением роста реальных доходов населения.

Строго говоря, оба эти тренда сохранятся и в 2015 году. Падение потребления (и продаж) в секторе продовольствия (не импорта) составит около 10%, а вот непродовольственные товары будут продолжать валиться со страшной скоростью. Объяснение тут простое: все эти товары покупались в кредит. Сейчас на кредитном рынке ступор: заемщики закредитованы, просрочки и невозвраты растут, качество заемщиков падает, у банков нет ликвидности, ставки взлетели. В общем, кредит встал. Кроме того, начался делеверидж: заемщикам придется сначала расплатиться с прежними кредитами. Поэтому они не только снизят объем потребления на сумму невзятых кредитов, но снизят его вдвое – на сумму, которую им придется тратить на обслуживание ранее взятых.

Все это ударит, в первую очередь, по торговле, а во вторую – по банкам. И только в третью – по производству. Все эти три отрасли будут генерировать безработицу, которая, в свою очередь, приведет к падению реальных доходов населения и дальнейшему сокращению потребления. Разумеется, свой вклад в снижение занятости внесут (и уже вносят) и другие отрасли. Например, медиа пережили две волны сокращений еще до нового года и две – после. Психологически важным рубежом было 1 марта: огромное количество работников потеряет работу именно с этой даты. Работодатели решили подождать, не улучшится ли ситуация на рынках, но долго ждать они не могут: если весеннего оживления на рынках не наблюдается (а его не наблюдается), им ничего не остается делать, как увольнять сотрудников.

Официальная статистика эту безработицу еще не регистрирует – ни за 2014 год, ни за январь и февраль. Но обольщаться не стоит: занятость падает, а безработица растет. И продолжит расти. Государственные программы по стимулированию занятости неэффективны и не принесут нужного результата. Кроме того, рост безработицы начался как раз с теневого сектора, где отследить его крайне сложно.

Лучший индикатор для того, чтобы оценить ситуацию на рынке труда не доходы, а расходы – так было всегда. И общий тренд на их сокращение не вызывает никаких сомнений. Можно спорить о его абсолютных масштабах, но, вероятнее всего, темпы падения будут даже выше, чем в прошлом году.

Источник: пресс-служба компании “Неокон”

Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области