18 марта Владимир Путин подписал указ об отстранении от должности губернатора Новосибирской области Василия Юрченко. Примечательна формулировка – “в связи с утратой доверия”: последний раз с такой “волчьей” характеристикой отстраняли не кого-нибудь, а Юрия Лужкова в далеком 2010-м. Врио губернатора назначен Владимир Городецкий, бывший с марта 2000 до января 2014 мэром Новосибирска; досрочные выборы главы региона пройдут 14 сентября.
Отставка Юрченко важна тем, что стала сочетанием нескольких факторов, одинаково значимых для региональной политической элиты России.
Во-первых, усиление антикоррупционной борьбы. В январе этого года в “Живом Журнале” был опубликован компромат на губернатора, в котором утверждалось, что тот подозревается в продаже госсобственности по заниженной стоимости, покровительстве коммерческим структурам, участии в советах директоров компаний и наличии незадекларированных счетов с незадекларированными доходами. По неофициальной информации, “раскруткой” деятельности губернатора занялось созданное в декабре в Администрации президента управление по противодействию коррупции. И продажа во время губернаторства Юрченко земельного участка по заниженной стоимости структуре, аффилированной с бизнесом Олега Дерипаски (наиболее известный коррупционный эпизод деятельности экс-губернатора, в связи с которым у него после отставки дома и на бывшей работе были проведены обыски) – это лишь верхушка айсберга. В этом смысле Владимир Путин демонстрирует региональным элитам готовность устроить антикоррупционную “чистку” не только среди депутатского, но и среди губернаторского корпуса.
Во-вторых, свою роль в падении Юрченко сыграла и такая структура, как Общероссийский народный фронт, ранее направившая президенту доклад о возможных нарушениях губернатора и своих претензиях к нему. Таким образом, ОНФ на деле становится для элит своеобразным “общественным контролером” – если и не на федеральном, то на региональном уровне точно.
В-третьих, губернатор пал жертвой собственной неспособности выстраивать союзнические коалиции: не заручившись поддержкой федерального “центра” спровоцировал конфликт с полпредом Толоконским (ставленником которого считался изначально), из-за чего оказался в своеобразном политическом вакууме. Решение о проведении досрочных выборов мэра Новосибирска 6 апреля также, как оказалось в итоге, не стало возможностью для Юрченко взять ситуацию под свой контроль, а лишь усилило недовольство части местных элит “непредсказуемым” губернатором.
В-четвертых, крайне непопулярные решения в социальной сфере с целью сократить расходы регионального бюджета закономерно ослабили его политические позиции и повысили уровень социальной напряженности в регионе – это Кремль также не мог оставить без внимания.
Кейс Юрченко демонстрирует, что в Кремле от губернаторов ждут политической договороспособности (хотя бы относительной), коррупционной незапятнанности и умения сокращать дефицит бюджета, не экономя на социальных обязательствах.
Такой вот джентльменский набор.
Источник: компания “Неокон”
Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области
Post Views: 10
Похожее
|