Деофшоризация российской экономики остается одной из главных целей российских регулирующих органов: по их мнению, это позволит наполнить бюджет за счет расширения налоговой базы, а также повысить прозрачность всего реального сектора.
Министерство финансов подготовило план деофшоризации экономики. Он представляет собой поправки в существующее законодательство и вводит три новых понятия – «налоговое резидентство организаций», «фактический получатель (собственник) дохода» и «контролируемые иностранные компании». Указанные понятия позволят российским налоговикам повысить собираемость налога на прибыль; сократить случаи применения соглашений об избежании двойного налогообложения и повысить сбор налогов с процентов, дивидендов и роялти; лучше отслеживать финансовые структуры, у которых нет постоянного представительства в России.
Кроме этого, план Минфина предполагает, что статус контролируемой сделки будет распространяться на все сделки, в которых участвует компания, зарегистрированная в оффшоре, без ограничения минимальной суммы сделки. А это значит, что все сделки между взаимозависимыми компаниями (т.е. головной и дочерней) будут облагаться налогом (в настоящее время для этого сделка должна превысить сумму 60 млн руб.).
Кроме этого, по предложению Минфина, налоговые органы должны получить доступ к информации аудиторов. Это откроет налоговикам доступ к огромной базе сведений – практически обо всех крупных и многих средних компаниях.
План должен быть внесен в Госдуму к началу лета. Следовательно, вступить в действие новые нормы могут только с 2015 г.
В целом меры, предложенные в плане Минфина, являются частью государственной кампании по увеличению доходов бюджета. Однако их реализация может пагубно отразиться на крупных компаниях России, прибыль которых сократится из-за того, что они будут вынуждены платить больше налогов. В особенно тяжелом положении оказываются компании, которые и без того испытывают проблемы: металлурги, автопроизводители, средние по размеру банки. РЖД в проспекте евробондов уже назвала деоффшоризацию одним из рисков: компания ожидает, что ее расходы по сделкам с иностранными поставщиками вырастут, и это ухудшит общие показатели.
Подавляющее большинство российских компаний, так или иначе, имеет дело с оффшорами. Всем им придется приспосабливаться к новой ситуации. Пока никто не знает, как это сделать – в том числе и потому, что законопроекты еще не внесены в Госдуму. Несомненно, все эти компании будут искать законные способы минимизировать налоги. Как это у них получится – покажет ближайшее будущее: на поиск ответа остается меньше года.
Минфин своего добьется: налоговая база и доходная часть бюджета увеличатся. Только не станет ли эта победа пирровой? Резкое сокращение маржинальности может ударить не только по «откатным» схемам, но и по кредитным рейтингам, занятости и доходам работников, занятых в этих компаниях.
Сможет ли (и захочет ли) государство компенсировать выпадающие доходы реального сектора? Сможет ли убедить его инвестировать в развитие в этой ситуации?
Ответов на эти вопросы нет, но заранее известно одно: это уже будет головная боль не Минфина, а президента, премьера и Минэкономразвития.
Источник: компания “Неокон”
Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области
Post Views: 14
Похожее
|