Степанов А. В.
Современная правоохранительная система, соответствуя своему названию, предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и интересов граждан, общества и государства. В статье 1 (п. 1) Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ установлено, что: «Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также – граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [1].
Правоохранительная служба как система решает задачи государства и выступает от его имени. Однако качество ее деятельности на сегодня не поспевает за быстрыми изменениями в российском социуме и не в должной степени отвечает потребностям граждан, общества и государства.
По-прежнему остаётся актуальным вопрос профилактики и предупреждения нарушений закона. Это равносильно тому, как врач занимается устранением не причины болезни и тем более не предупреждением возникновения таких причин, а лишь борется с уже состоявшимися проявлениями сущностей, вызывающих негативные для организма человека явления.
В статье 2 вышеназванного Закона определены направления деятельности полиции, содержащие в основном конструктивно-созидательный и упреждающий характер в отношении противоправных посягательств. Причём законодатель, предусматривая необходимость, в частности, «предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений», «обеспечения безопасности дорожного движения», не выделяет такого главного направления в борьбе с правонарушениями, как их профилактику, обеспечение условий реализации экономических, социальных и иных прав граждан в рамках действующего законодательства. К тому же не усматривается режим обеспечения экономической и иной безопасности ни граждан, ни государства. Понятно, что для реализации некоторой части этих функций есть специальные службы и органы, но они не решают эти проблемы в массовом масштабе и соответственно на разных уровнях государственного устройства.
На фоне вскрытых и официально опубликованных многочисленных фактов коррупции предлагается создать еще один правоохранительный орган, выполняющий исключительно мониторинговые (а не профилактические и упреждающие) функции в борьбе с финансовыми нарушениями. Поэтому можно предположить, что будет снова борьба желающих, а точнее сказать, вынужденных нарушать существующий финансовый режим и отслеживающих и наказывающих за эти нарушения. Разумеется, причины тому могут быть самые разные: нравственные, экономические, социальные, политические, правовые.
Эти причины подразделяются, в свою очередь, на внутренние, присущие самому человеку, его генетической природе, среде воспитания, образу жизни, и внешние, определяющие наличие в обществе подсистемы, заключающие в себе разрушительные по отношению к целостному общественному организму функции. Эти подсистемы обладают определённой внутренней негативной, противоречащей общественному устройству силой, не менее мощным сущностным потенциалом, порождающим рецидивы разрушения в обществе. Более того, этот потенциал направлен на выживание данной подсистемы, поскольку её энергия не находится в гармонии с созидательными процессами общества.
Иными словами, необходима гармонизация всех подсистем общества, и не только на единой основе, но и в рамках единой социальной нормы. Очевидно, что фундаментальной основой такой гармонизации являются регламентирующие её нравственные нормы (нравственность, прежде всего, в нас) и социальные законы.
При таком подходе профилактическая, воспитательная и даже организующая и управленческая функции по отношению к подсистемам общества и конкретным личностям будут сводиться к осознанию не просто единой нормы нравственности, а единства внутренней меры – меры субъективной, вызванной внутренними потребностями человека и внешней – существующей в обществе. А осознание этой общей меры будет сводиться сначала к знанию того, что законы социальные ориентированы на раскрытие внутреннего человеческого потенциала, на самореализацию человека и удовлетворение его внутренних потребностей. Затем – на более глубоком уровне – на осмысление связей внутренних и внешних потребностей (то, что надо тебе, – надо и обществу), нахождения смысла вести себя, действовать и созидать в рамках этой общей меры. Наконец, ощутить на предметно-практическом уровне положительный результат, удовлетворяющий себя и общество.
И если этот результат будет оценён применительно к созидателю и общественному сознанию со стороны общества на предметно-действенном и духовно-нравственном уровне, то это уже и есть высшее достижение в реализации единой меры жизни любой подсистемы общества и общества в целом. Конкретная реализация высказанной идеи должна осуществляться на всех более низких уровнях единой организации общественной жизни природы, человека, общества и управленческих систем, подсистем, органов.
Поскольку речь идёт о законах природы и общества, а также о праве человека на жизнь, то ключевым звеном в формировании в обществе соответствующей атмосферы, мироощущения и условий её реализации должна служить правоохранительная служба, которую следует рассматривать как правосозидательную службу. Право на жизнь человеку даётся изначально и мало, но мало его охранять, надо обеспечить условия и возможности реализации этого права, как всех других прав конкретных субъектов жизни.
В связи со сказанным напрашивается естественный вопрос: кто сегодня целенаправленно на государственном уровне обеспечивает реализацию прав конкретного человека, конкретной социальной системы? Обязанности требует выполнять любая надсубъектная структура. А кто требует реализовывать субъекту общественной жизни его права и создаёт для этого условия? А ведь человек обязан реализовать свое право на жизнь, данное ему в форме предназначения, той меры жизни, которая заложена в нём. А если эта норма не совпадает с нормами жизни общества? Социальные законы, общественная нравственность и нормы жизни отдельных подсистем человеческого сообщества порой не ориентированы на принятие качественно новых результатов социального творчества. На созидание ориентированы те нормы, которые реализуют единство предназначения человека и общества.
Осмысление и осознание всех этих стратегически важных вопросов широкими массами населения невозможно без специально организованной работы на государственном уровне, без соответствующей организованной государственной подсистемы – правоохранительной службы, выполняющей функции просвещения, обучения, мониторинга результатов эффективности реализации прав граждан, инициатора изменения правовых и иных норм общественной жизни. Эти функции имеет смысл рассматривать как базовые, формирующие правовую культуру. В ходе реализации этих функций меняется предназначение существующей правоохранительной службы. А предназначение может быть реализовано, если изменено сознание, в частности, уровень образования и профессиональной подготовки как всей организации, так и всех её субъектов, нормативно-правовая база деятельности и другие компоненты, обеспечивающие новое функциональное предназначение этой организации.
В общественной жизни ученые [2] выделяют процессы: политики, идеологии, науки, образования, искусства, культуры, бытия (личного и общественного). Во внутреннем мире человека он выделяет совокупность процессов, которые качественно соответствуют выделенным процессам. Так, политическому процессу соответствует психологический процесс, протекающий в человеке на психологическом уровне и определяющий его состояние. В свою очередь, эти процессы качественно соотносятся и взаимодействуют с процессами природы. Например, на психологию человека влияет погода. Но говорят еще и «о погоде в доме». В доме под названием «государство» психологическое состояние общества – погоду определяет политика.
Такое соответствие означает, в частности, что процессы политики, психологии и даже погоды, принадлежащие разным жизненным подпространствам, но находящимся в едином жизненном пространстве жизни планеты Земля, взаимодействуют друг с другом и оказывают влияние друг на друга, которое в реальной жизни нельзя игнорировать. В идеале эти процессы должны быть гармонизированы, и эта гармония должна отражаться и быть зафиксированной в определенных правовых – законодательных и других нормах общественной жизни.
Соотносимость процессов, соответствие их друг другу, подчинение законам единой организации общественной жизни и законам природы должны постоянно анализироваться, корректироваться. А их взаимосвязи и взаимозависимость должны служить основой формирования нравственного образа жизни общества и всех его субъектов. А применительно к конкретному субъекту – основой сознательной самоорганизации собственной жизни, нравственного поведения, нравственного образа жизни.
Процесс обучения каждого гражданина общества осмыслению и осознанию такого рода взаимосвязей и взаимозависимостей и на этой основе формирования правосознания человека есть функция правоохранительной службы и не только неотъемлемый, а ведущий компонент её, что называют профилактической деятельностью.
На практике, прежде чем выпустить в свет любой закон о политике, он в обязательном порядке должен пройти экспертизу на соответствие психологическому состоянию общества. Ибо при наличии несоответствия он ухудшит психологическую атмосферу в обществе, что сначала вызовет отторжение этого закона и, значит, неподчинение ему, в конечном итоге приведет к противостоянию, что может привести к взрыву. Относительно соответствия политики и психологического состояния масс необходимо понимать, что это самый высокий, самый энергоёмкий и потому наиболее опасный с точки зрения нарушения устойчивого развития общественно-государственного устройства резонанс.
Поэтому мониторинг такого соответствия уже существующих законов, предупреждение несоответствия создаваемых законов – фундамент обеспечения устойчивости развития России, а значит – важнейшая функция правоохранительной службы. Ибо она должна «хранить» истинное право народа и государства на устойчивость жизни и её развитие. А норма права, которая установлена в законе, не отвечающая этим требованиям, должна быть вовремя отменена или заменена.
Тогда в любой ситуации, особенно в экстремальных ситуациях, возникающих в органах внутренних дел в процессе оперативных мероприятий, человек, не задумываясь о законности в социальном плане, спокойно может поступать по совести, поскольку его личное внутреннее право согласовано с правом общественным. И эту же идею правоохранительная служба в процессе профилактической работы с чистой совестью может внедрять в сознание граждан. Более того, при таком подходе в области развития правосознания народа возможна реализация идеи, о которой пишет В. И. Несмелов: «…нравственное самоопределение человека несомненно оказалось бы для него единственным выражением всей действительной истины бытия, если бы только истинная жизнь, о которой говорит человеку нравственное сознание, существовала не в одном лишь идеальном представлении человека, как долженствующая быть, а была бы и на самом деле, как его наличная жизнь (все выделено мной – A. С.) » [3, т. 1, С. 287].
При таком подходе потребности, мотивы и цели гражданина и общества будут совпадать, а значит, обществу обеспечен творческий подъём за счёт корпоративного эффекта взаимодействия внутренних процессов человеческого организма и общества.
Далее необходимо человеку предложить идеалы и идеологию, соответствующую и развивающую заложенный в нем историко-генетический потенциал. И чтобы было именно так, снова необходим предварительный анализ соответствия идеологии историческому развитию народа, народности, нации. Не случайно в феврале 2013 года по телевидению Президент России В. В. Путин сказал, что России необходимы учебники по истории, написанные на одной концепции, в единой логике, раскрывающей все этапы истории без их искажения.
Это должно касаться и истории развития идеологии, и не только её как субстанции, а во взаимной связи с другими процессами жизни общества, в частности, с политикой. В политике, идеологии и других процессах без преемственности нельзя. Игнорирование прошлого – это есть игнорирование накопленного жизненного опыта живущих сегодня граждан, попытка заставлять их жить «с чистого листа», что ведёт к нарушению устойчивости их в этой жизни и, как проявление этого состояния, – недовольству властью. Поэтому устойчивое развитие и единство власти и народа, ориентированное на совместное созидательное развитие, должно обеспечиваться не только гармонизацией жизненных процессов, но и их преемственностью.
Всё изложенное относительно максимально ёмкого жизненного пространства – природы, человека, общества и государства, относится и ко всем подпространствам общественной жизни, т. е. к любой организации, учреждению, предприятию, конкретному гражданину.
А это означает, что обеспечение возможности исполнения этими подсистемами своих прав, для создания условий такого исполнения, мониторинг принимаемых законов, подзаконных актов, инструкций, иными словами, всех актов, регулирующих жизненные процессы общества, должны осуществляться на всех уровнях. Только при этом условии можно говорить о формировании правовой культуры в самом широком её понимании, в частности, как фундамента становления гражданского общества.
Для этого в правоохранительной службе должны быть созданы соответствующие подразделения разных уровней. Состав, структура и содержание деятельности этих подразделений – предмет особого исследования.
Таким образом, можно утверждать, что предлагаемая система расширения функций правоохранительной службы имеет более широкое значение, чем только влияние на формирование правовой культуры. Такая их деятельность является необходимым условием становления гражданского общества и обеспечения не только устойчивости, а именно устойчивого развития совокупной творческой энергии масс, возникающей за счёт гармонизации жизненных потенциалов (потребностей, интересов, целей) отдельных граждан, общества и государства посредством осознаваемого всеми сторонами гармонического единства их прав, зафиксированных в законах естественной жизни и в социальных законах общества.
В итоге предлагаемая идея расширения функций правоохранительной службы применительно к современной ситуации ориентирована на ликвидацию существующего сегодня определенного «водораздела» между народом и властью, что является, на наш взгляд, главным препятствием становления гражданского общества в России.
Примечания 1. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ – текст с изм. и доп. на 2011 год. М.: Эксмо, 2011. 80 с. 2. Барболин М. П. Методологическая система построения единой теории непрерывного развития и образования человека // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. № 4 (40). С. 142-151. 3. Несмелов В. И. Наука о человеке. (Репринтное воспроизведение изданий 1905 и 1906 годов). Т. 1, 2. Казань, 1994. 894 с.
Журнал «Геополитика и безопасность» № 2 (22) 2013
Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области
Post Views: 36
Похожее
|