Прошедший в конце января в Давосе Всемирный экономический форум стал площадкой для обсуждения главных вопросов политики и экономики сегодняшнего дня:
Восстановление роста мировой экономики. Наиболее успешным опытом была признана «абэномика» премьер-министра Японии Синдзо Абэ, сочетающая в себе количественное смягчение, низкую учетную ставку Банка Японии и повышение налогов.
Масштабные государственные инвестиции в инфраструктуру – новая «фишка» мировой экономики.
Экономический рост в ЕС. ЕС тоже очень старается – Европе нужен экономический рост. Но она не последует по пути Японии (по крайней мере, в плане повышения налогов): по мнению главы Еврокомиссии, бюджетная консолидация была неверной антикризисной политикой. Европа собирается ослабить налоговое бремя (не касается налога на богатых), снизить расходы на государство и увеличить – на инфраструктуру. Самая большая проблема ЕС – молодежная безработица.
Европа будет наращивать госрасходы в сочетании с усилением количественного смягчения.
Финансовый сектор Китая. По мнению западных инвесторов, необходима его ускоренная либерализация. Представители китайского банковского сектора заверяли всех в высокой надежности сектора, готовности государства его докапитализовать при нехватке ликвидности и работе государства над повышением доверия к банкам. Это понятно: в условиях замедления темпов роста Китай заинтересован в приходе инвесторов в финансовый сектор. Для этого банковскую систему необходимо развивать. Если это получится, и инвесторы все-таки придут, а также учитывая колоссальный внутренний рынок Китая, юань может стать одной из мировых резервных валют.
Контроль за интернетом и раскрытием личных данных. Консенсус: раскрытие персональной информации должно быть законодательно ограничено.
Международная комиссия во главе с министром иностранных дел Швеции займется двухлетним исследованием того, как нужно контролировать интернет. Комиссия подготовит рекомендации, и через два года вопрос регулирования Интернета вновь встанет на повестку дня.
Новая колонизация Африки под прикрытием борьбы с бедностью. Чрезвычайно низкий уровень образования, высокие темпы роста населения и неразвитость инфраструктуры – вот картина современной Африки. Африка призывает весь мир переносить свои производства на Черный континент. Американцы предпочитают гуманитарную помощь и социальные проекты, Китай – строительство инфраструктуры. Первый подход ориентирован на формирование рынка рабочей силы для сборочных производств, второй – на развитие добычи сырья, требующей дешевой рабочей силы и инфраструктуры для разработки и вывоза ресурсов.
По большому счету, мировое сообщество по-прежнему не знает, что ему делать с бедной и густонаселенной Африкой.
Снова Киото? Опять предложено ввести всемирный налог на выбросы СО2. Окончательное решение отложено до 2015 г. и 21-ой международной конференции по вопросам климата. Действие Киотского протокола закончилось в 2012 году, но было автоматически продлено. Теперь есть полтора года, чтобы договориться о документе, который придет ему на смену. Реиндустриализация США и промышленный рост в Китае делают новое соглашение очень маловероятным: заключать новое соглашение без крупнейших эмитентов парниковых газов просто не имеет смысла.
Запад защищается от мигрантов. Европейские чиновники выступили за жесткое ограничение иммиграции, международные подтвердили ее позитивное влияние на экономику. Коллизия, однако… Председатель Европарламента Мартин Шульц высказался за создание всемирного законодательства о миграции.
Дискуссия понятна: вся Европа живет трудом мигрантов, но большая их часть не хочет ни работать, ни интегрироваться в общество. Любые неосторожные шаги по решению этой проблемы чреваты массовыми беспорядками и терактами. Пока до единой позиции далеко даже Европе, но тренд налицо: мировая экономика требует регулирования движения рабочей силы – точно так же, как она требовала регулирования движения капитала. Принятие таких документов – вопрос времени.
Россия на форуме была представлена делегацией во главе с вице-премьером Аркадием Дворковичем. Ее основной задачей была реклама Олимпиады. Кроме этого, российские регионы пытались привлекать иностранных инвесторов. Но мировой экономической элите было не до России. Вспоминали о нас только в связи с Украиной. Совершенно очевидно, что хождение в Давос (или в другие места мирового экономического паломничества) с протянутой рукой более для нас не перспективно. В Давосе обсуждаются проблемы даже не завтрашнего, а послезавтрашнего мира. Без собственных идей делать там нечего.
России срочно требуется мощная концептуальность. И вовсе необязательно в сфере экономики – подойдут и социальные отношения.
Источник: компания “Неокон”
Post Views: 9
Похожее
|