Одним из центральных понятий геополитики является доминирование. Это – явно превосходящая сила, позволяющая в полной мере реализовать свою стратегию, несмотря на любые действия оппонентов. Стратегия, разумеется, традиционно состоит в расширении сфер влияния. Тема эта столь же древняя, как само человечество. Однако, несмотря на исторические обоснования и примеры, система все чаще дает сбои.
Текущая ситуация в Сирии и вокруг этой страны – почти модельная для демонстрации перемен в мире.
Казалось бы, что мешает великим державам договориться и остановить в едином гуманистическом порыве гражданскую войну в этой стране? Все просто: Сирия не интересна традиционным доминаторам. Там сцепились другие силы, воюющие не за территорию, не за свои экономические и политические интересы – как они обычно формулируются в геополитике – а за идейную линию.
С одной стороны – это силы разных, но традиционных ветвей Ислама, желающих устроить жизнь в рамках суверенных государств по исламским же правилам, с другой – новый исламский интернационал, для которого точно не существует ни государственных границ, ни наций, ни территорий – только соответствие канону.
Легко увидеть, что с одной стороны – Иран, считающий, что уже устроил жизнь в соответствии с заветами, с другой – Аль Кайеда. Парадоксально, что Турция, также строящая свою нынешнюю жизнь с – как минимум учетом – норм благочестия, стоит против Ирана. Здесь просто: в Иране живут шииты, в Турции преобладают сунниты. К тому же у Турции есть претензия быть европейской страной и региональным доминатором на Ближнем Востоке.
Аль Кайеда сегодня – это, в известном смысле, аналог коммунистического Интернационала в его первозданном смысле, когда еще не была снята с повестки дня идея мировой революции. Им легко быть такими: они не контролируют ни одну территорию, то есть не несут ответственности за организацию повседневной жизни населения. Мы хорошо знаем, как быстро пришлось большевикам менять свои взгляды, когда они победили в России в 1917 году.
А что же традиционные доминаторы, то есть политический Запад и Россия? США, как всякий большой белый человек (по мнению индейцев) уже трижды наступили на грабли – в Ираке, Ливии и Афганистане, пытаясь отстоять свою сферу влияния на Ближнем Востоке и за его пределами. К чести нашей страны, ей хватило одного Афганистана. Результат во всех случаях нулевой.
Такое положение вещей наводит на грустную мысль о пределах эффективности военной мощи. Действительно, военная мощь Америки, а в прошлом и СССР, была невероятной, но это не обеспечило им превосходства над цивилизациями, вооруженными просто стрелковым оружием и взрывчаткой. Истребители пятого и шестого поколений нужны для борьбы с такими же истребителями. Против партизан они бесполезны. Поскольку трудно себе представить ситуацию, когда Россия и США снова захотят повоевать друг с другом, то – в чем доминирование, и над кем? Иногда приводится аргумент: важен, мол, контроль над ресурсами. Именно такое соображение обосновывало вторжение в Ирак. Ну, и где этот контроль? Вместо этого образовался сланцевый газ, а в перспективе – сланцевая нефть.
Другое дело, если вы входите своими деньгами на новые рынки. Без ракет и истребителей, тихо и незаметно, с полного согласия местных элит и населения. Красиво? Да, но для этого нужно, чтобы все сначала успокоились и договорились. А вот на это традиционные доминаторы уже имеют очень ограниченное влияние. Там, знаете, дети выросли и сами хотят рулить ситуацией. Вот когда разберутся, тогда и позовут.
Поэтому никто и не хочет лезть в Сирию.
Как говорил Путин по другому поводу: визгу много, а шерсти мало.
Источник: компания “Неокон”
Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области
Post Views: 20
Похожее
|