Золотые слова
Категории раздела
Журнал "Дружба" [8]
Журнал "Красная деревня" [6]
Журнал "Крестьянка" [15]
Журнал "Работница и крестьянка" [6]
Журнал "Работница" [110]
Журнал "Советский воин" [4]
Мои статьи [130]
Экономика [80]
Календарь
Июль 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
Друзья сайта
Четверг, 18.07.2024, 10:37
Геополитика и геополитический мусор (полемические заметки и размышления)

Ивашов Л. Г.

Есть только одно благо – знание. И есть только одно зло – невежество.
Сократ

Конец 2014 г. ознаменовался всплеском в России интереса к геополитике. Интереса как научно-аналитического, так не вполне здорового и разумного.

К первым можно отнести Андрея Кортунова с его работой от 12 января 2015 г. [1], в которой автор утверждает, что начало ХХI столетия ознаменовалось ренессансом геополитики. Серьезный анализ геополитических теорий и концепций этого же периода предпринял Иван Тимофеев («Мировой порядок или мировая анархия? Взгляд на современную систему международных отношений»). Бегло, весьма поверхностно прошелся по геополитике Сергей Караганов («Карта мира: возвращение геополитики». www.history-map.com). Но, в целом, эти и другие подобные работы несут позитив в развитие геополитической теории и практики. Но вот попались на глаза «творческие» игрища «гайдаровцев» из Гайдар-клуба [2], где походя, плюнув в сторону А. Проханова, А. Дугина и неких генерал-полковников, пытаются рассуждать о геополитике как лженауке, одномоментно облизывая сладкие места англосаксов от геополитики, что собственно, и заставило взяться за перо.

Но прежде о «величии» Е. Гайдара, ему уже и памятник вознесли, институт его именем кличут, вот теперь и клуб существует. Так кто же он, Е. Гайдар, которого раскручивают как звезду мировой экономики? Да просто серенький журналистик, благодаря своему отцу, военному журналисту Тимуру Гайдару, пробившийся в газету «Правда», и допущенный писать заметки на текущие экономические темы. Конечно, восхваляющий социалистическую экономику. Человек, не знающий экономическую теорию, ну а практикой далее семейных проблем не допущенный. Вот такое ничтожество, прыгнувшее на пост председателя правительства, лишь благодаря опять же его журналистским опусам, только теперь ругающим экономику социализма.

Довелось мне бывать на заседаниях правительства, проводимых Е. Гайдаром. Такой несобранности, несуразности, растерянности и абсолютной организационной и профессиональной некомпетентности встречать в жизни не приходилось. Ну а результат его деятельности известен – так стремительно ни в одной стране мира экономика не обрушивалась, как в ельцинско-гайдаровской России, не нищало такими темпами население. За это и памятники. Сам Гайдар слова «геополитика» никогда не произносил, видимо это было для него нечто за пределами его познания. Но вот его поклонники – последователи из Высшей школы экономики (ВШЭ), некие С. Медведев, В. Жарков, Г. Гусейнов, К. Мартынов 24 ноября 2014 г. в рамках означенного выше клуба организовали междусобойчик под названием: «Зачем нам нужна геополитика?» Разбирать же хихиканья «интеллектуалов от Гайдара» все равно, что возиться с гадкой и грязной медузой. Просто сошлюсь на определение либералов, данное К. Н. Леонтьевым, – враги Отечества.

Обозначу лишь некоторые исходные позиции «геополитиков» Гайдар-клуба. К. Мартынов: «…сегодня с нами нет ни одного ярого геополитика» (как у Гайдара в правительстве не было ни одного серьезного экономиста). С. Медведев: «…геополитика очень тесно связана с тем, что мы называем ресентиментом (озлоблением. – Л. И.) …Этот некий геополитический дискурс появляется от комплекса неполноценности» (конечно, профессор – либерал ВШЭ ликует от «успехов» нынешней экономики РФ. Кстати, он же яро защищает бомбардировки Сербии в 1999 г.). Г. Гусейнов: «…я филолог и не занимаюсь проблемами политики… я тоже не сторонник никакой геополитики как науки». И вот резюме, которое выдает К. Мартынов: «Мы предлагаем России, может быть впервые за последние 400 лет отказаться от внешнеполитических интересов, …и превратиться из России в Чехию». Думаю, читателю понятно стало, чего желают Отечеству господа либерал-гайдаровцы. Но если эти геополитические неучи, ученики великой бездарности типа Е. Гайдара, озаботились проблемой геополитики, значит, она им очень мешает превратить Россию в Чехию, а лучше – в Суринам и окончательно поставить ее под контроль олигархического Запада. Поэтому геополитику как самостоятельное научное направление, как теорию следует исследовать и развивать, выводя ее на современный уровень знаний. Плюнем смачно в сторону вышеупомянутых господ и порассуждаем о развитии русской геополитики – как научной теории и политической стратегии. Сейчас и та, и другая важны.

Своими корнями геополитика уходит в глубину веков и даже тысячелетий. Но общепризнанным в научном сообществе считается, что геополитика как самостоятельное научное направление возникла на стыке ХIХ–ХХ вв. Ее родоначальником принято считать немецкого исследователя Фридриха Ратцеля с его трудом «Политическая география». К Ратцелю мы еще вернемся. Нет серьезных разногласий в геополитической среде по поводу причин и факторов рождения геополитики – завершение эпохи географических открытий, оформление государства в качестве основного субъекта политики, победа материалистического подхода в научных исследованиях. Не будем против этого принципиально возражать. Но сомнения все же сохраним. Считается, что в лидерах геополитики стоят представители стран Запада: немцы, англосаксы, несколько позади французы. Россию в данную когорту почти не зачисляют, она якобы плетется где-то в хвосте геополитической плеяды и заимствует все чужое, лишь иногда высказывая свои комментарии и сомнения. К счастью это не так.

Основу западной научной теории геополитики составляет география и политическая деятельность человека, определяемая географической средой, прежде всего морем и сушей (океан vs континент). Главной категорией официальной геополитики является пространство, опять же морское и континентальное. И, естественно, Германия, во всех ее государственных вариациях, представляет континентальную геополитическую теорию и школу, англичане и американцы – морскую. Французы – между ними, в серединке. Одновременно геополитика выступает и как политическая практика государств и союзов государств в виде геостратегии и мировой политики. И еще один принципиальный момент: история, культура занимают подчиненное положение по отношению к геополитике, а точнее, к географии в том смысле, что география делает историю, культуру, формирует поведение человека. Ну, а поскольку история и культура имеют тенденциозно западноцентричный характер, значит, и западный человек самый правильный, именно он вершит историю человечества так, как ему диктовала география и даже сам Господь Бог. И по сей день Запад пытается ее, историю, вершить по собственному разумению и от имени Бога. Кое с чем можно согласиться.

Особенно, что касается влияния географии. Ведь это признавали древние греческие и древнеримские мыслители Геродот, Фукидид, Платон, Аристотель, Страбон и другие. Так, Геродот утверждал в своей «Истории», во-первых, что история и география неразделимы, даже, наоборот, география – необходимый элемент истории; а во-вторых, что именно территория является источником развития народов и государств. Платон, Аристотель высказывали мысль, что культура, человеческие качества, характер, темперамент формируются географическими особенностями их стран. Страбон считал, что блеск, величие и могущество Рима связаны самым тесным образом с географическим положением Аппенинского полуострова и благоприятным климатом. Интересны выводы Фукидида по результатам исследования противоборства Афин и Пелопоннеса: он вскрыл две противоположные стратегии действий сторон – моря и суши – и вывел формулу извечной борьбы «моря» (талассократии) и «суши» (теллурократии).

То есть уже в древние века признавалась важность географической среды для истории, культуры, политического поведения государств и закладывались основы геополитического миропонимания и представления о том, что пространство является важнейшим фактором (имея при этом в виду только географические территории), оказывающим решающее влияние на государственное устройство, хозяйственную деятельность, образ жизни и политическое поведение (стратегию) правящих элит. Так утверждался принцип географической предопределенности – географический детерминизм, и по сей день остающийся общепризнанным стержнем геополитики. Итак, в геополитике тесно переплетены человек, география, история, климат, окружающая человека среда. Главный же субъект геополитики – человек, хотя и прочитывается сильное влияние природных факторов на его формирование, его образ (архетип) и его поведение. Но это если исходить из материалистических научных принципов и не брать во внимание такие достаточно весомые и воздействующие на человека аргументы, как религиозные представления, неизмеряемая (пока) энергия окружающей среды, энергия духа, памяти, сознания и т. д. Геополитика, в отличие от либерал-экономистов, «мыслит» категориями планетарных пространств, исторических эпох и мировых цивилизаций.

Но так как геополитика является наукой, значит, она имеет истоки, законы, закономерности, категории и методологию исследования. Должны существовать и различные школы, классики, теории, стратегии. Западная версия геополитики, тесно привязанная к материалистической основе, ставившая во главу угла материальные выгоды, не конечная и не единственная, а значит, для полноценного развития человечества необходимо существование и альтернативных взглядов. Русская геополитика формировалась на культурно-цивилизационной, духовной основе. Естественно она учитывала в своем становлении географический фактор, климатические и в целом природные условия (достаточно вспомнить Л. И. Мечникова), но объектом ее исследования являлись народы, населяющие Россию, их культура, обычаи, ценности. В. И. Ламанский, делая вывод о том, что Россия не Европа и не Азия, а есть самобытный срединный мир, основывал его на изучении свойств племен и народов. П. П. Семенов-Тяньшанский был не только великим географом, но и этнографом. Н. Я. Данилевский создал теорию культурно-исторических типов людей разных цивилизаций. Он доказал враждебность Запада в отношении России через несовместимость двух типов, двух систем ценностей. А что, разве реалии политические сегодня не подтверждают этот вывод?

Славянофилы и евразийцы также во главу угла ставили духовную и культурную близость народов, а не географию. Русская геополитика в противление геополитике западной, учитывала не только материальные факторы, но и духовно-религиозные, языческие и даже русскую сказку. Запад в этом плане отставал довольно серьезно. Двигая развитие геополитики, российскому геополитическому сообществу нужно было осваивать новые пространства – пространства знаний. Мы имеем сегодня три сферы знаний, принципиально различающихся между собой и даже конкурирующих друг с другом: материалистическую науку, религию как систему знаний и эзотерический массив познания. Единого поля (банка) знаний человечество не имеет, и создавать его не спешит. А поскольку, геополитика призвана синтезировать в себе самые различные знания о человеке и среде его обитания, анализировать и учитывать историю самого человечества, мировые религии, опираться в своем анализе, прогнозе и предвидении на энергетику пространства, то она, геополитика, может и должна стать «наукой наук», только обладая основным массивом всех сфер знаний: научных, религиозных, эзотерических. К сожалению, сделать это проблематично, так как существует непреодолимый барьер между наукой и религией, заложенный в ответе на основной философский вопрос – что первично: материя или сознание. Но пока мы имеем следующее.

Наука: адекватно описала неживую природу; обеспечила научно-технический прогресс через познание законов физики и механики; сформулировала собственную версию рождения Вселенной, объяснила зарождение и развитие живых организмов на планете Земля, создала малодоказательную теорию превращения обезьяны в человека; успешно постигает основы космического мироздания, научилась клонировать живые организмы, развивает генную инженерию и т. д. В то же время наука отрицает божественные (сверхразумные) начала зарождения Вселенной, жизни на Земле, в человеке не признает элементы веры и религии; скептически относится к религиозным и эзотерическим аксиомам; не владеет адекватными знаниями о человеческом обществе (нет социальной теории); не обладает единой системой знаний, объединяющей все науки; объявляет свои законы законами природы, навязывая догматизм и непогрешимость; не может давать научное толкование и объяснения явлениям, выходящим за рамки материалистических (измеряемых) познаний; хранит знания в головах отдельных ученых, но не в единой системе.

Многие научные гипотезы и версии недоказуемы, слабо аргументированы (например: зарождение Вселенной в результате Большого взрыва, происхождение жизни на Земле, явление человека), опираются порой лишь на авторитетные имена и незыблемые теории.

Религия впервые сформулировала целостную картину мироздания, описала процесс возникновения жизни на Земле, предписала нормы культурного поведения людей, «нарисовала» образ идеального (первозданного) человека (архетип). Однако религия затормозила процесс научного познания мира, законсервировала собственные исследования, не создала механизм генерации новых знаний. Религия не сблизилась с наукой, прежде всего с физикой, она застыла в развитии, в догматике.

Эзотеризм пытается синтезировать религиозные, философские и научные познания и даже выйти за пределы науки и религии, провозглашая принцип единства науки, религии и философии. Эзотеризм выступает идейной основой масонства – главного инструмента управления миром. В союзе с другими, закрытыми, прежде всего финансовыми и политическими сообществами, эзотерика являет огромную теневую силу, активно влияет на мировые исторические процессы. Безусловно, и религия, и наука также оказывают довольно сильное влияние на историю человечества, на геополитику. Взять тот же Ватикан: сочетание закрытости папского окружения, огромный финансовый капитал, интересы расширения влияния католического ареала делает западное христианство глобальной политической силой, порвавшей с учением и заповедями Христа.

Наиболее принципиальное расхождение существует между научным методом познания и религией. Наука отдает пальму первенства материи и на этом материалистическом основании пытается строить свою доказательную аргументацию. Религия первенство в мировоззренческой парадигме безальтернативно отдает сознанию, духу, а в целом – Богу. Автор, воспитанный как материалист до мозга костей, по первому высшему образованию физик-математик, считает, что ответ на этот вопрос кроется в совершенно иной плоскости, позволяющей примирить обе стороны – и научный атеизм, и религию: энергия, в том числе энергия духа и сознания, – первична; материя вторична. В авторской трактовке позиция будет звучать следующим образом: «Окружающий нас мир есть энергия, сконцентрированная в пространстве в различных видах и формах, включая энергию окружающей человека среды, разума, духа, сознания. Само пространство есть энергия. Она первична по отношению к материи». И я здесь далеко не оригинален, об этом говорят и пишут уже многие маститые физики.

Гораздо ранее и профессионально масштабнее об этом же намекал и великий Макс Планк: «Меня как физика, то есть человека, посвятившего всю жизнь совершенно прозаической науке – исследованию материи, – никто не назовет фантазером. Я изучал атом и могу сказать: не бывает материи самой по себе! Вся материя возникла и существует только благодаря силе, которая приводит в движение частицы и удерживает их в виде мельчайшей солнечной системы – атома. Но так как во всей вселенной нет ни разумной, ни вечной энергии, то нам следует предположить, что за этой энергией стоит Дух, обладающий разумом и самосознанием. Этот дух есть первопричина всей материи!» [3].

М. Планк не дает ответа на вопрос: что есть Дух. Представляется, что Дух – это сочетание в едином поле энергии природной (окружающей) среды коллективной мысли, воли и эмоционально-чувственного потенциала человека (души). В вышеизложенной цитате М. Планка прочитывается «первичность энергии Духа по отношению к другим видам энергии». Согласимся с таким подходом. Для глубинного постижения геополитики необходима единая система знаний, объединяющая религиозные, научные и эзотерические знания и объясняющая все аспекты и явления окружающего нас мира; отвечающая на вопрос о земном и космическом предназначении человека; возвращающая человека в гармонию природы и космоса; ориентирующая человечество в его выживании и развитии. Таковой пока нет, но попытаемся именно с этих позиций исследовать проблемы геополитики.

Интерес к геополитике сегодня огромен, и это не случайно. Расхожее в геополитической среде утверждение «Геополитика правит миром и определяет будущее» имеет под собой фундаментальное основание. Что есть геополитический процесс? Это зарождение геополитической идеи (мечты) народа, государства, цивилизации; научно-теоретическое обоснование и развитие идеи, стратегическое проектирование, практическая политика в рамках стратегии по реализации идеи. Если оглянуться в историю политического процесса, то будет очевидным, что, как правило, геополитические идеи и теории становятся основой реальной политики, а последние американские президенты их исполняют как инструкции. После распада Советского Союза и мировой социалистической системы, а также в связи с бурным развитием информационных технологий, интенсификацией экономической глобализации, падением роли государств в системе международных отношений и появлением новых, ранее не существовавших субъектов мировых исторических процессов, исследователи от геополитики заговорили о постмодернистской геополитике, о несоответствии прежних представлений нынешним реалиям. На Западе возникло течение, именующее себя «критической геополитикой», утверждающее, что традиционная (детерминистская, государствоцентричная) геополитика себя изжила.

Возникновение сетевого пространства – глобальной паутины – якобы кардинально изменило сущность главной категории геополитики – пространства, а народы и цивилизации заменяются сетевым сообществом. Один из основоположников «критической геополитики» Мануэль Кастельс идет еще дальше, рассуждая, что «…набор независимых ячеек выступает ключевым для осуществления власти в информационный век… Коммутаторы, соединяющие сети, являются главнейшими инструментами власти… Сетевые администраторы есть власти предержащие» [4]. Позволим себе с этими утверждениями не согласиться, но, тем не менее, подчеркнем, что геополитика, как и все другие отрасли познания, никогда не стояла на месте и не просто развивалась применительно к изменяющимся условиям, но прокладывала путь изменениям в мировых и региональных процессах.

Геополитика всегда конструировала мир, к сожалению далеко не всегда разумный. Естественно, основное внимание должно быть уделено становлению и развитию русской геополитической мысли и ее влиянии на реальную политику государства. Основная версия автора: человечество не едино в своей сущности, как и все живое на планете; племена, народы, расы – это разновидности людей, вписанные в условия природы для выполнения определенных задач и выживания, для чего каждому племени и расе задается соответствующий потенциал возможностей. Высшей формой единения народов по функциональной заданности и близости свойств индивидов являются мировые этнокультурные цивилизации, каждая из которых (как в живой природе – виды растений, животных) уникальна и самобытна. Общечеловеческой цивилизации, живущей едиными помыслами, едиными идеями и целями, по единым поведенческим стандартам, не существует и быть не может. Система человечества, где ее образующими структурными конструкциями служат мировые цивилизации, более устойчива и прочна (поскольку цивилизации являются противовесом друг другу, балансируют друг друга, и, если какая-то из них, например западная, потеряет разум – другие все равно спасут мир), придает человечеству многоплановость в развитии. Каждая из мировых цивилизаций живет в своем историческом времени, в своей системе ценностей, в своем энергоинформационном поле, под знаком культурно-цивилизационного кода.

«Цивилизация – главная форма человеческой организации пространства и времени, выражающаяся качественными началами, лежащими в особенностях духовной природы народов, составляющих самобытный культурно-исторический тип, – пишет выдающийся подвижник, исследователь русской цивилизации О. А. Платонов. – Каждая цивилизация представляет замкнутую духовную общность, существующую одновременно в прошлом и настоящем и обращенную в будущее, обладающую совокупностью признаков, позволяющих классифицировать ее по определенным признакам… Разделение человечества на цивилизации имеет не меньшее значение, чем разделение на расы» [5]. Это емкое определение цивилизации мы возьмем за основу, рассматривая геополитику русской и других мировых цивилизаций. Подчеркну еще раз: каждая цивилизация выполняет в структуре человечества свою роль. У России также особая, может быть, самая выдающаяся роль в мировой истории первого и нового тысячелетия – не позволить антицивилизации (антихристу) привести человечество к краху или стандартизировать его по универсальному образцу, лишить уникальности и самобытности. Именно Запад, при всей его внешней благости, является тем самым антихристом.

В 1938 г. известный немецкий философ и геополитик Вальтер Шубарт пытался ответить на этот же вопрос о деструктивном поведении Запада: «Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души» [6]. Сказано весьма точно: Запад лишил человечество души, что мы и наблюдаем и сегодня, наблюдали вчера, будем наблюдать завтра. Началом Запада принято считать Римскую империю. Полководцы Рима, завоевав и подчинив единой власти значительные территории и население Европы, Азии и Африки, руками рабов проложили прекрасные дороги, наладили морские сообщения. Император Константин в самом начале IV в. официально признал христианство и возвел его в ранг государственной религии. Но Рим вошел в историю как империя крайней жестокости, насилия и разврата, содомизма. Католический Рим выступил и разрушителем христианской веры, созидателем инквизиции, тайных обществ, безудержного стремления к мировой власти. Его наследники в союзе с радикальным иудаизмом развязали большую часть войн на планете (включая две мировые), крестовые походы, глобальные заговоры, задали человечеству безумный путь существования. «Римский государственный гений обогатил мировую культуру двумя блестящими достижениями: обширным сводом законов («римское право»), который лег в основу всех европейских законодательств, и крестом – самым мучительным видом казни» [7].

С прогрессом западный мир вытравливал из себя собственную душу, т. е. смысловую человеческую сущность. Но имел ли Запад душу как основу сущности человека? Похоже, душевными качествами на Западе обладали отдельные люди, но общество в целом этого достояния лишено. Это особо остро ощущают сегодня на себе сербы, арабы, украинцы, греки. Запад, не имея души, стремится набором всех доступных средств и методов уничтожить душу других народов, создать биороботизированное население планеты, чтобы господствовать над миром. Однако было бы несправедливо отождествлять с этим монстром народы всех западных стран. Подавляющее большинство их – скорее жертвы некой стратегии и объект оглупления, чем убежденные сторонники западного образа поведения. Древняя Греция подарила миру и европейским народам великую культуру, глубокие знания, идеи гуманизма. Сегодня Греция – изгой Евросоюза, возможно потому, что не вытравила из себя глубину человеческой сущности, сохранила не только первозданность христианства в лице Православия, но и первозданность самого человека.

Но вернемся к нашим рассуждениям о развитии геополитики как научной теории и политической стратегии, имеющей свои законы, закономерности, категории.

Три закона геополитики являются основой ее теории:

Закон фундаментального дуализма, суть которого была заложена англосаксонской школой геополитики (Х. Макиндер, А. Мэхэн, Н. Спайкмен) и подтверждена немецкой школой (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер).

Согласно данному закону человечество разделено на две суперцивилизации: континентальную и морскую, между которыми существует непримиримая вражда. Причина тому – разные смыслы жизни, жизненные устремления. Континентальные народы живут продуктами своего труда, им присущ коллективизм, чувство локтя, они более зависимы от природных условий, зависимы от окружающей среды, потому более религиозны. Морские народы живут добычей того, что не выращивали. Они менее привязаны к земле, не ограничены пространством. Добыча и выгода становятся смыслом их жизни, причем добычей становятся морские ресурсы, корабли конкурентов, континенты, населяющие их народы и цивилизации. 

Закон контроля пространства.

Суть закона: завершение эпохи великих географических открытий привело к контролю наиболее важных пространств, за которые ведутся наиболее жестокие войны (последний тому пример – схватка за Арктику). При этом пространство рассматривается во всем его многообразии: географическое, воздушное, космическое, информационное, финансово-экономическое, духовное, культурно-цивилизационное. В начале ХХI века последнее из них выходит на роль главного театра глобального противоборства.

Закон цивилизационной предрасположенности и несовместимости цивилизаций.

Этот закон вытекает из первых двух и означает, что мировые и локальные цивилизации, народы, чьи культурно-цивилизационные коды, смыслы жизни и системы ценностей близки, могут жить без серьезных конфликтов, вступать в долговременные союзы друг с другом, объединяться в региональные и глобальные коалиции с общими интересами. Цивилизации и народы, несовместимые по выше обозначенным причинам, находятся в состоянии недоверия и вражды по отношению друг к другу. Союзы между ними могут возникать только на время совпадения интересов.

Эти законы геополитики нашли свое подтверждение в истории, действуют они и сегодня, являясь политической и идеологической основой для геополитических доктрин и стратегий. Напомню некоторые из доктрин прошлого и настоящего. Доктрина расширения жизненного пространства для немцев (Ф. Ратцель, Р. Челлен, К. Хаусхофер) вылилась в две мировые войны, ныне в стратегию экономического объединения Европы. Англосаксонская доктрина морского могущества (А. Мэхэн, Х. Макиндер), трансформированная к доктрину мирового господства. Результаты действия – провоцирование двух мировых войн, холодная война, столкновение цивилизаций, однополярный миропорядок. Доктрины русской цивилизации (континентальной): «Москва–Третий Рим», Евразийский союз. Суть: сохранение и защита православно-славянского пространства, объединение и развитие народов Евразии.

Каждая цивилизация имеет свою систему духовно-нравственных ценностей, которые определяются смыслом жизни и вызывают к жизни соответствующие геополитические доктрины. На вершине пирамиды ценностей возвышается матрица, во главе с культурно-цивилизационным кодом как высшим нравственным смыслом (по Н. Я. Данилевскому), задающим импульс всей системе. У русских таким кодом является совесть, матрица «совесть – святость -справедливость». У служивого воинства кодом служит честь (за други своя). У российских (советских) мусульман код – долг. Внешнее проявление совести, чести и долга – справедливость (внешняя политика России – справедливый миропорядок). Западный образ и смысл жизни сформировали культурно-цивилизационный код – материальная выгода. Матрица – «выгода-экспансия-насилие». Внешнее проявление выгоды – экспансия во всех ее проявлениях. А разве что-то принципиально изменилось в поведении Запада? Изменились тактические подходы, средства, но смысл жизни и геополитическое поведение осталось прежним. Да плюс, Западная (континентальная) Европа окончательно покорена англосаксонскими (морскими) ценностями.

События на Украине только подтверждают, что она лишь очередная добыча США и Европы. Но и последние являются добычей мирового финансового капитала. Россия пытается отказаться от подобной участи и уходит в союз к более близким незападным цивилизациям, где можно строить мир на традиционных для Востока и России ценностных матрицах. И первыми, кто предупреждал еще в лихие 90-е о пагубности прозападного курса российской государственности были именно геополитически мыслящие подвижники, в том числе А. Дугин, А. Проханов, А. Панарин и др. Так что геополитика востребована, она живет и развивается. А либерал-гайдарчики, заведшие страну в исторический тупик, однозначно будут записаны во враги Отечества и окончат свое существование где-нибудь на Западе. В лучшем для них случае.

Примечания
1. http://r ussiancounc il .ru/inner/?id 4=5057&activeid 11=58#top
2. http.//club.gaidarfund. ru/artikles/2141 25.11.2014
3. См.: Eggenstein Kurt. Te Prophet J. Lorber Predicts Coming Catastrophies and the True Christianity. 1984. Part I. Materialistic Science on the Wrong Track // http://www.j-lorber.de/kee/index.htm#Jakob Lorber – a true prophet? Дата обращения 15.02.2015.
4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. М.: ГУВШЭ, 2000.
5. Платонов О. А. Русская цивилизация. М.: Алгоритм, 2010. С. 6.
6. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2003. С. 26.
7. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010. С. 7.

Журнал “Геополитика и безопасность” № 1(29) 2015

Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области