После отмены всех скидок за газ с 1 апреля и ответных резких заявлений украинского руководства Владимир Путин обратился к лидерам стран ЕС с письмом, в котором предупредил об угрозе бесперебойным и стабильным поставкам российского газа в Европу. В письме он сообщил, что Россия отказывается субсидировать Украину и готова перевести ее на предоплату: деньги – утром, газ – вечером. Европейцы не так уж и переживали за Украину: все понимали, что платить за газ ей нечем, поэтому она будет попросту воровать газ, идущий в ЕС. Путин предложил провести «незамедлительные консультации на уровне министров экономики, финансов и энергетики».
Ответ последовал не от адресатов письма, а от Евросоюза, что само по себе уже было явным неуважением к Путину. В ответном письме глава Еврокомиссии Баррозу сообщил, что за транзит по территории Украины и сохранность газа до границы с ЕС несет ответственность Россия. И предложил провести трехсторонние консультации с участием представителей Евросоюза. Фактически, Путину было весьма недвусмысленно заявлено, что именно Россия должна позаботиться о запасах газа в украинских ПХГ для гарантирования зимних поставок.
Интрига всей этой ситуации состояла в том, что Евросоюз в очередной раз обозначил свое стремление ограничить суверенитет своих членов и выступать от их имени в переговорах с Россией по газу. По мнению Брюсселя это могло бы помочь унифицировать условия поставок и лишило бы Россию возможности ценового маневра и поддержки ряда стран (прежде всего, Германии) в вопросе введения в действие положений Третьего энергопакета. Ну и, чего уж греха таить? – Брюссель смог бы заработать немного денег на своих посреднических услугах. Видимо эта идея так понравилась чиновникам Евросоюза, что тему решили продолжить.
Через неделю в The Financial Times вышла статья за подписью польского премьера Дональда Туска. В ней он призвал Европу к газовому крестовому походу против России. По мысли польского премьера Европа должна сплотиться и создать общий механизм энергетического взаимодействия с Россией, наподобие старого доброго Европейского объединения угля и стали.
Для того, чтобы новый Союз газа и денег был эффективным, предложено несколько основополагающих принципов:
Единый механизм заключения прозрачных газовых контрактов, исключающий внерыночные факторы.
Взаимная поддержка участников в случае прекращения поставок газа
Помощь в создании газовых хранилищ и газопроводов, позволяющих получать топливо от других поставщиков. При этом доля ЕС в расходах на строительство таких объектов должна доходить до 75%.
Отказ от конфиденциальных двухсторонних соглашений с “Газпромом” и получения особых условий поставок. Выработка единого шаблона газового соглашения и передача полномочий по их заключению в ведение Еврокомиссии.
Последний пункт, конечно, самый важный. Все остальные, особенно, те, которые предполагают огромные инвестиции в строительство ПХГ и газопроводов, можно просто забыть: сейчас на это нет денег. Конечно, процесс это небыстрый, у европейцев обычно на такие проекты уходят годы. Но не стоит излишне обольщаться: идея вброшена в игру, и теперь постепенно и не спеша еврочиновники будут двигаться к воплощению своего идеала.
Возможно, в конце концов, у них ничего и не получится, но пытаться они будут.
А для того, чтобы укрепить свои позиции в этой игре, ЕС пытается помешать строительству газопровода «Южный поток»: одновременно со статьей Туска об этом заявил Европарламент. Давление уже оказывается на Болгарию и Сербию, по территории которых должен пройти газопровод. Казалось бы, парадокс: если «Южный поток» не будет построен, Европа по-прежнему будет зависеть от украинского транзита. Но ничего странного в такой позиции ЕС нет: для Европы важна диверсификация, но не маршрутов поставки газпромовского газа, а диверсификация поставщиков. Вместо «Южного потока» ЕС хочет видеть «Южный коридор» – сразу несколько газопроводов, идущих из Ирана, Азербайджана и Туркмении в Европу через Турцию. Но все они станут нерентабельными, если будет построен «Южный поток»! И все они опаздывают. И все они должны пройти по нестабильным регионам. Поэтому «Южный поток» нужно притормозить. Вот, собственно, и вся история.
Несомненно, за спиной Дональда Туска маячат и США, имеющие виды на европейский газовый рынок, и Великобритания, стремящаяся уменьшить влияние Германии в континентальной Европе. Дойдет ли дело до реального появления американского сланцевого газа на европейском рынке, пока непонятно, но в качестве запасного варианта американцы прорабатывают возможность добычи сланцевого газа на Украине. Первые лицензии были выданы американским компаниям еще при Януковиче. Американцам и англичанам нужно, чтобы Европа не получила ни «Южный поток», ни «Южный коридор»: контролируя украинское правительство и украинский транзит, они могут стравливать европейцев с Газпромом, наблюдать за повышением цен на газ для Европы, наслаждаться геополитическими печеньками и медленно убивать европейскую промышленность.
Крестовые походы формально снаряжались для освобождения Гроба Господня, а реально заканчивались обычным грабежом. За последнюю тысячу лет мало что изменилось.
Источник: компания “Неокон”
Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области
Post Views: 10
Похожее
|