Вторник, 24.04.2018, 19:18 | RSS | Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Золотые слова
Главная
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [80]
Экономика [147]
Поиск
Друзья сайта
  • Полярный институт повышения квалификации
  • График отключения горячей воды и опрессовок в Мурманске летом 2018 года
  • Обучение по пожарно-техническому минимуму
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Яндекс.Метрика Push 2 Check

    Главная » Статьи » Экономика

    «Замкнутый круг» РЖД
    Несмотря на ожидающийся рост потребительской активности, в системообразующей транспортной отрасли – железнодорожной – все отчетливее проявляются признаки системного кризиса, запущенного мировым экономическим кризисом 2008 года. Катализатором кризиса отрасли в 2012 – 2013 годах становится спад мировой и российской деловой активности.

    Так, по данным президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, хотя в 2012 году погрузка возросла на 2,4%, общий результат компании остается на уровне 2005 года. При этом в отрасли сохраняется ряд системных проблем, которые вместе вводят ее в «замкнутый круг». Так, пропускная способность железнодорожной сети на отдельных направлениях уже достигла предела, превысив на 30% самые высокие показатели за всю историю российских железных дорог. Однако на расширение возможностей сети у РЖД нет средств: по информации Якунина, инвестопрограмма РЖД на 2013 год снижена на 70 млрд рублей по сравнению с предыдущим годом (до 411,4 млрд рублей с 481 млрд рублей в 2012 году). Однако резервов для наращивания финансирования инвестпрограммы у РЖД нет: по словам самого Якунина, максимальный уровень инвестирования с 2008 года был достигнут в компании в 2012 году за счет «повышения внутренней эффективности и проведения эффективной заемной политики». Теперь потенциал заимствований на ближайшие два года практически исчерпан, а возможности существенной государственной поддержки ограничены.

    Однако результатом дефицита средств является не только невозможность «расшить» узкие места в сети железных дорог, но и катастрофический износ основных фондов и подвижного состава. При этом ремонт подвижного состава не может полностью поддержать его необходимое состояние и количество из-за большого количества организационных проблем и махинаций с объемом и качеством ремонтных работ в эксплуатационных депо.

    В то же время наблюдается избыток подвижного состава, связанный с ростом частных железнодорожных перевозчиков. Снижается эффективность использования подвижного состава РЖД: на 11% (по сравнению с докризисным 2007 годом) снижена производительность грузового вагона, на 2,7 суток (21%) увеличено время его оборота, на 12% снижена участковая скорость, произошел рост потребности в локомотивных бригадах.

    Другой проблемой является неспособность РЖД обеспечить доставку грузов точно в срок. Частыми являются задержки доставки до 10 – 12 дней, что равносильно катастрофе для непрерывных производств.

    Растет парк вагонов частных железнодорожных перевозчиков, которые также перехватывают у РЖД часть контрактов.

    В этой ситуации РЖД вынуждена прибегать к мерам внутренней оптимизации (создание мультимодальных транспортно-логистических центров, введение мер энергоэффективности. Предполагается оптимизировать издержки на 25 млрд рублей ежегодно за 3 года); заключению договоров с крупными грузоотправителями, гарантирующих прибыль РЖД (в январе 2012 года договоры «take or pay» заключены с 20 ключевыми российскими промышленными предприятиями); отказу от обслуживания ряда грузоотправителей (из-за унификации тарифов на порожний пробег полувагонов прекращено обслуживание некоторых потребителей, пути которых находятся в тупике); приватизации активов через создание дочерних обществ и продажу части их имущества.

    Однако существующий встречный процесс – отказ грузоотправителей от услуг РЖД – ставит под вопрос результативность усилий компании по выходу из кризиса. Грузоотправители уходят в другие сегменты рынка перевозок – речной, автомобильный. Например, в последние годы отмечается рост дальности перевозок цемента автомобильным транспортом, многие компании наращивают свой парк цементовозов. Аналогичный процесс наблюдается и в металлургии, и в сегменте строительных грузов.

    Особенно крупное снижение перевозок произошло в сегменте перевозок нефти и нефтепродектов. Причиной этого стал ввод в строй 2-ой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО-2). В результате, перевозки нефти на Дальнем Востоке упали с 15 млн тонн в год до 3 – 4 млн тонн в год. Ожидается, что в 2013 году РЖД снизит перевозку нефтепродуктов на 15 – 20%.

    Очевидно, что сокращение заказов от некрупных грузоотправителей не может быть в полной мере компенсировано договорами «take or pay» с крупными промышленниками.

    В опасное положение РЖД ставит и сокращение морских перевозок на фоне падения темпов роста мирового ВВП. Балтийский фрахтовый индекс, отражающий тарифы на фрахт сухогрузов, находился в декабре 2012 года вблизи своего исторического минимума. Морские перевозки компаний практически прекратились. Это приводит к сокращению перевозок грузов по железной дороге до портов, что традиционно занимает большую долю в перевозках РЖД.

    Следствием всего сказанного может стать существенное повышение тарифов на пассажирские и грузовые железнодорожные перевозки в ближайшие годы, ужесточение правил обслуживания грузоотправителей, что еще больше подтолкнет грузоотправителей к отказу от услуг РЖД. На это наложится спад мирового производства, что лишь больше снизит потребность в услугах РЖД. Рост тарифов на услуги РЖД повлечет за собой и рост и цен практически на все товары и услуги, которые так или иначе связаны с перевозками на большие расстояния по России.

    Кроме этого, возможен срыв ряда крупных проектов, в которых велика роль железнодородных поставок: по признанию Якунина, за счет внутренних источников компании на данный момент невозможно реализовать инфраструктурные проекты в преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года.

    Источник: компания "Неокон"

    Категория: Экономика | Добавил: JohnGonzo (26.03.2016)
    Просмотров: 205 | Рейтинг: 0.0/0

    Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz