Золотые слова
Категории раздела
Журнал "Дружба" [8]
Журнал "Красная деревня" [6]
Журнал "Крестьянка" [15]
Журнал "Работница и крестьянка" [6]
Журнал "Работница" [110]
Журнал "Советский воин" [4]
Мои статьи [130]
Экономика [80]
Календарь
Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Друзья сайта
Пятница, 29.03.2024, 10:47
Выигрывает тот, кто меньше просит

Вот уже несколько лет на северо-западе Кольского полуострова ведется строительство Верхнетуломской дороги, которая свяжет Колу с российско-финляндской границей. Эта без преувеличения стратегическая магистраль прокладывается силами Оленегорского государственного областного унитарного дорожно-строительного предприятия (ГОУДСП).

К концу 2004 года трасса была заасфальтирована до 190-го километра, если считать от Колы. Еще 42 километра — и строители доберутся до таможенного поста, где дорога заканчивается (или начинается — это уж кому как). По словам директора Оленегорского ГОУДСП Виктора Леонидовича Николаева, этот объект — главный из тех, на которых работают сегодня бригады возглавляемого им предприятия. Главный, но не единственный. Жизнь заставляет искать заказы любых масштабов, поэтому коллектив ДСП с охотой берется и за капитальное строительство дорог, и за такую “мелочевку”, как ремонт улиц.

В родном Оленегорске, к сожалению, с оплатой заказов туговато, поэтому работы, выполняемые здесь ДСП, носят эпизодический характер. В соседнем Мончегорске с деньгами получше, и городская администрация, имея положительный опыт сотрудничества с оленегорскими дорожниками, все чаще обращается к ним за помощью.

Результатом совместной работы стала “реставрация” улицы Морошковой (теперь, в отличие от прежних лет, по ней можно спокойно передвигаться на автотранспорте, да и смотрится она очень даже симпатично), а сейчас Оленегорское ДСП помогает Мончегорскому лесхозу в реализации экологической программы. Суть ее такова: комбинат “Североникель” решил возместить ущерб, нанесенный природе его деятельностью, и облагородить территорию вокруг города. ДСП было привлечено для выполнения земляных работ. Первая партия деревьев, высаженная осенью 2003 года, прижились неплохо, заказчик и Кольская Академия наук остались доволен, так что следует ожидать продолжения.

Однако и у жителей Оленегорска нет оснований обижаться на своих земляков: ДСП в рамках областной программы принимает участие в строительстве третьей нитки городского водовода (первые две за долгие годы эксплуатации изрядно обветшали и пришли практически в аварийное состояние). На 2005 год запланировано освоить на этом объекте еще 2.5 миллиона рублей — такая сумма, во всяком случае, была обещана областным правительством. Этого хватит, чтобы “вытянуть” водовод еще метров на 300-400.

Возможности предприятия ограничены тем, что на федеральные дороги его пока не пускают — там в ходу асфальтобетон, а ГОУДСП работает с черным щебнем, материалом, который по своему качеству федералов не устраивает. Доходит до абсурда: дорогу Петербург — Мурманск, имеющую федеральный статус, одно время вообще никто не ремонтировал, и она стала уступать по своему состоянию дорогам областного значения. Все дело в том, что асфальтобетон недешев, а деньги на его приобретение и соответствующие ремонтные работы выделяются из федерального бюджета с большим скрипом…

Кстати, о качестве. На первый взгляд, дорожное строительство — одна из самых консервативных отраслей хозяйства. Дорога — она и в Африке дорога, и процесс ее строительства не претерпевал изменений, кажется, со времен египетских фараонов. Но это только кажется. Меняется нормативная база, ужесточаются требования со стороны заказчиков. Словом, дороги нынче строятся уже не по тем принципам, что в достоирические времена, и даже не так, как в совсем недавнюю советскую эпоху. С одной стороны, это плюс, а с другой — минус. Появляются новые материалы, которые заманчиво было бы использовать в работе, но на поверку некоторые из них оказываются хуже старых. Раньше действовал строгий государственный стандарт, теперь же предприятия, выпускающие то, что необходимо для строительства дорог, ориентируются только на возможности собственной технической базы: дескать, что можем, то и выпускаем.

Зато заказчик, как уже было сказано, пошел прихотливый — требующий не только сполна отработать вложенную в проект сумму, но и сделать за эти, как правило, небольшие, деньги что-нибудь эдакое. Хотя, может быть, оно и справедливо? Рыночные отношения как-никак…Впрочем, требования требованиями, а качество дорог в России и, в частности, на Кольском полуострове все равно на порядок хуже, чем, допустим, в той же Финляндии. Потому что средств на развитие дорожной сети выделяют там, за рубежами нашей родины, соответственно, на порядок больше. Нам до таких условий еще ой как далеко. Гораздо дальше, чем от Колы до госграницы.Но не будем кусать локти, глядя на соседей. Свое нам ближе, каким бы скромным с виду оно ни было. И Верхнетуломская дорога, с которой мы начали свой рассказ об Оленегорском ГОУДСП, стоит того, чтобы поговорить о ней поподробнее.

Шутка ли: для того, чтобы осуществить этот проект, пришлось организовать вахтовый поселок, полностью автономный, состоящий из 14 жилых вагончиков и нескольких бытовок. Есть в поселке и собственная столовая, и баня, и небольшие ремонтные мастерские, и даже кинозал со спутниковым телевидением. Энергией поселок снабжают дизельные электростанции. Существует он лет пять и является уже вторым, устроенным на месте ведения работ, поскольку дорога по мере строительства постепенно уходит от базы. Дорожники отправляются туда на неделю, несут вахту по двенадцать часов, потом возвращаются домой и неделю отдыхают — в этот период работает другая смена.Помимо Оленегорского ДСП, в области существует еще десяток дорожно-строительных фирм, претендующих на заказы, так что конкуренция высокая, и выигрывать тендеры очень непросто.

На просьбу поделиться секретом успеха Виктор Леонидович ответил: “Выигрывает тот, кто меньше просит и больше предлагает. За Верхнетуломскую дорогу, например, соглашались взяться немногие, потому что строительство и содержание вахтового поселка на голом месте требует значительных трудозатрат. Мы оказались наименее капризными. Что касается участков в районе Мурманска, то там тягаться с конкурентами сложно — более предпочтительные шансы и у Кильдинского ГОУДРСП, и у Кольского, и у “Спецдорстроя”, потому что они расположены ближе, стало быть, у них меньше накладных расходов, связанных с перевозкой людей к месту работы”. По этой самой причине Оленегорскому ДСП мало что светит в районе Кандалакши, находящейся на крайнем юге области, зато в Оленегорске, Мончегорске, Апатитах и других городах, расположенных в центре полуострова, участие в тендерах чаще всего приносит ему победу.

Дело, конечно же, не только в особенностях географического расположения. За спиной у коллектива ДСП — славная история. В марте 2004 года предприятию исполнилось 35 лет. Когда была проложена автодорога, соединяющая Мончегорск с железнодорожной станцией Оленья, возник вопрос: кто будет ее обслуживать. Так появился дорожный участок. С него-то все и началось. Участки появлялись и в других городах, их задачей стало строительство локальных дорожных отрезков, соединяющих населенные пункты области. Так на Кольском полуострове появилась сеть автомобильных магистралей и сеть организаций, занимающихся их содержанием.

У Оленегорского ГОУДСП поначалу было два дочерних участка: один в Кандалакше, второй в Коле. Со временем, когда объемы работ стали возрастать, оба этих участка превратились в самостоятельные предприятия: на их базах были созданы Кандалакшское дорожно-строительное управление и Кольское ГУМРСП, которое стало специализироваться на строительстве мостов.В нынешней структуре Оленегорского ГОУДСП, помимо вышеупомянутого вахтового поселка, есть еще подсобное хозяйство, занимающееся изготовлением материалов для всех подразделений “Мурманскавтодора” — железобетона и битумосланцевой эмульсии.

Щебень предприятие получает у Оленегорского ГОКа и затем самостоятельно готовит необходимые смеси. Серьезных сокращений численности коллектива удалось благополучно избежать, и на сегодняшний день в списках ДСП значатся 159 человек — работники опытные и надежные.

“Думаю, лучшие времена у нашей организации еще впереди, — сказал напоследок В. Николаев. —  В скором времени должно завершиться строительство моста через Кольский залив, после чего высвободится часть средств из территориального дорожного фонда. Хочется верить, что они будут направлены на развитие дорог области. Значит, и нам работы прибавится”.

Святослав ЭЙВЕ