Золотые слова
Категории раздела
Журнал "Дружба" [8]
Журнал "Красная деревня" [6]
Журнал "Крестьянка" [15]
Журнал "Работница и крестьянка" [6]
Журнал "Работница" [110]
Журнал "Советский воин" [4]
Мои статьи [130]
Экономика [80]
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Друзья сайта
Суббота, 20.04.2024, 13:40
«Валютные войны» как инструмент конкуренции за рынки сбыта

В условиях спада мировой экономики государства стремятся поддержать экспорт и защитить национального производителя. Одним из основных инструментов для этого становится ослабление курса национальной валюты по отношению к валютам других государств. Процесс этот начался не вчера, но в 2012 году получил очень мощные импульсы со стороны мировых центробанков. В 2013 году он, несомненно, продолжится и даже рискует выйти из-под контроля.

Конкуренция экономическая тесно связана с конкуренцией геополитической. Основные «фронты» «валютных войн» в 2013 году пролягут между США, Японией, Европейским союзом и Китаем. Однако центральные банки и других, менее крупных стран, могут прибегнуть к ослаблению национальной валюты.

США являются одним из лидеров в конкуренции девальваций валют. Еще в 2009 году ФРС начала агрессивную скупку облигаций в рамках программы количественного смягчения. В результате на рынок поступило 3 трлн долл. За минувшие 4 года доллар упал по отношению к корзине мировых валют на 11%.

В 2013 году позиции экономики США укрепятся: продолжение снижения курса доллара приведет к росту цен на нефть, импортерами которой являются все основные конкуренты Америки – ЕС, Китай и Япония. В результате стоимость продукции этих стран будет расти.

В 2012 году Япония заявила о намерении потратить на программу снижения курса своей валюты в 2013 году 50 трлн иен (около 550 млрд долл.). На эти средства правительство Японии планирует покупать облигации правительства США. Уже в январе текущего года Япония объявила о начале с 2014 года широкомасштабной программы снижения курса национальной валюты – проведении ежемесячной скупки финансовых активов на сумму 150 млрд долл. Максимальный разрешенный уровень инфляции будет повышен с 1% до 2%. Одна эта информация о предстоящих через год мерах спровоцировала краткосрочное, но существенное понижение курса иены. Тем не менее, не имея собственных источников нефти и газа, Япония останется зависимой от мировой конъюнктуры на эти виды ресурсов: при росте цен на энергоресурсы Японии будет трудно активизировать дорожающий экспорт.

Еврозона в минувшем году также включилась в гонку девальваций. В марте ЕЦБ выдал 530 млрд евро на 3 года 800 банкам в рамках программы долгосрочных операций рефинансирования. Первая подобная «раздача денег» состоялась в декабре 2011 года: тогда 523 банка получили 489 млрд евро. Уже к концу первого квартала 2012 года банкам было выдано более 1 трлн евро. Кроме этого, в конце года было принято решение о выделении 100 млрд евро на поддержку испанских банков и очередного транша Греции в объеме 44 млрд евро. Также в сентябре было заявлено о выкупе европейских гособлигаций кризисных стран еврозоны. Однако накачка европейской экономики деньгами пока не позволила евро обогнать доллар из-за быстрого ослабления самой американской валюты: в начале 2013 глава Еврогруппы (группа министров финансов стран-членов еврозоны) Жан-Клод Юнкер заявил, что стоимость евро является «опасно высокой» – за полгода доллар подешевел к евро на 8,4%. Ожидается, что финансовые власти ЕС будут стремиться «отыграть» это укрепление в 2013 году.

Китай продолжит политику слабого юаня, параллельно либерализуя финансовую систему. КНР уже более 10 лет поддерживает искусственно заниженный курс национальной валюты. Основным критиком такого положения являются США. В 2013 году под давлением ведущих стран Запада и МВФ Китай продолжит постепенный переход к рыночному определению курса валюты. Это также связано с планами повысить роль юаня как международной валюты. Однако либерализация не будет быстрой, учитывая стремление властей КНР поддержать экспорт на фоне замедления темпов роста мировой экономики, а также защитить развивающийся внутренний рынок от дешевого импорта.

ЦБ России пока остается «не в тренде»: в сентябре 2012, реагируя на решения ФРС и ЕЦБ, он повысил учетную ставку на 0,25% (до 8,25%) и пока держит ее на этом уровне. Это укрепило рубль и немного замедлило инфляцию. В 2013 году дальнейшее ослабление доллара и рост цены нефти будут поддерживать рубль на высоком уровне. Если ЦБ РФ и снизит ставку, то только символически – под давлением экономического блока Правительства, которому нужен рост экономики.

В условиях «валютных войн» малые и развивающиеся страны, чтобы выжить, вынуждены включаться в глобальную экономическую конкуренцию. В результате «валютных войн» риски для национальных валют некрупных экономик и развивающихся стран увеличиваются. Возможности экспорта для этих стран сокращаются в силу конкуренции с продукцией крупных экономик. В этой ситуации страны вынуждены также прибегать к девальвации национальной валюты или ограничению ее укрепления. Например, Швейцария законодательно установила максимальную границу роста цены пары евро/франк на уровне 1,2 франка. В течение всего 2012 года швейцарский ЦБ усиленно покупал гособлигации стабильных стран еврозоны – Германии, Голландии, Австрии и Финляндии. В результате Швейцария (вместе с другими странами, среди которых Китай, Корея, Дания и ряд других) была включена США в список самых злостных манипуляторов с курсом валюты.

В аналогичную ситуацию попала Дания: с падением евро инвесторы стали искать «тихие гавани» в других стабильных валютах. Датская крона стала одной из них. В результате в июле 2012 года финансовые чиновники Дании заявили об огромном давлении на крону в связи с притоком инвесторов, из-за чего ЦБ Дании инициировал покупку ценных бумаг, выраженных в долларах, увеличив их объем в своем портфеле с 34 млрд долл. в 2008 году до 78 млрд долл. в 2012 году.

В ответ на действия Швейцарии и Дании США не только внесли эти страны в список манипуляторов с курсом валюты. Были предложены меры реагирования на валютную политику стран-манипуляторов – ответная покупка их гособлигаций, введение повышенного тарифа на импорт из этих стран, обращение в ВТО с жалобой на эти страны.

Бразилия также была вынуждена включиться в «валютные войны» еще в 2010 году. Это произошло после того, как другие меры – изменение налоговой политики (введение 2-процентного налога на покупку гособлигаций) и торговых барьеров – не привели к желаемому результату, а бразильский реал за год укрепился к доллару на 30%. В 2012 году был введен 5-процентный налог на покупку реала зарубежными инвесторами. В течение всего 2012 года Бразилия продолжала политику ослабления реала, а чиновники страны неоднократно выступали с критикой США.

Информация компании “Неокон”