Золотые слова
Категории раздела
Журнал "Дружба" [8]
Журнал "Красная деревня" [6]
Журнал "Крестьянка" [15]
Журнал "Работница и крестьянка" [6]
Журнал "Работница" [110]
Журнал "Советский воин" [4]
Мои статьи [130]
Экономика [80]
Календарь
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  
Друзья сайта
Пятница, 19.04.2024, 23:22
Антикризисный план Правительства

К сожалению, самый важный для российской экономики раздел нашего обзора оказался самым пустым и бессмысленным. План-то правительство подготовило, но что это за план!

Как всегда (и мы уже устали об этом писать), генералы готовятся к прошедшей войне. Правительство не придумало ничего лучше, чем взять за основу антикризисный план 2009 года издания. Это ничего, что кризис у нас сегодня совсем другой: у него другие причины, другая природа, другая динамика и другая продолжительность. Это ничего, что прошлый антикризисный план практически не сработал – просто нефть снова пошла вверх, и этого хватило российской экономике, чтобы достаточно быстро восстановиться. Все это неважно потому, что антикризисный план у нас пишется не для того, чтобы реально бороться с кризисом, а для того, чтобы показать его президенту и отчитаться: вот, мол, какие мы молодцы – за две недели наваяли антикризисный план из 60 (!) пунктов.

Конечно, в антикризисном плане есть и вполне здравые идеи. Как есть там и то, что уже все равно случилось – типа повышения ставки ЦБ. Но там нет самого главного: представления о том, какой мы хотим видеть нашу экономику после кризиса. А значит, нет и пути достижения этой несуществующей цели. Весь пафос плана сводится к тому, что рано или поздно цены на нефть снова пойдут в рост… тут-то кризис и закончится.

Наше все

Главное для нашей экономики – уровень инфляции. Сможем инфляцию обуздать – будет у нас экономический рост. Не очень понятно, откуда он возьмется, но первым делом – инфляция. Поэтому ЦБ задирает ставку и зажимает ликвидность. Валюту выдаем по РЕПО только на обслуживание кредитов и на оплату импортных контрактов. Возвращаем курс в стойло, и ждем, когда инфляция утихнет на фоне умирающей без кредита экономики.

Помогаем банкам

Это – самая главная и самая осмысленная часть плана. Потому что не будет банков – не будет экономики. Можно перефразировать: Банки – это Экономика. Сегодня.

Государство вливает 1,6 трлн рублей в капитал банков в виде ОФЗ. То есть, во-первых, спасаем банки от явного и скорого банкротства, которое им «светит», потому что у половины у них «дутый» капитал и «дыра» в балансе. Во-вторых, потом ЦБ прокредитует их на эту сумму под залог этих самых ОФЗ – потому что все, что у них было до этого, уже и так заложено. В-третьих, запрещаем им зарабатывать на валютном рынке, играя против рубля. Есть, конечно, две проблемы: некого кредитовать, и непонятно, как привлекать фондирование в виде депозитов населения. Ах, да, конечно: поможет низкая инфляция!

Стимулируем производство

Точечная господдержка промышленным предприятиям, проектное финансирование, инвестиции из ФНБ, компенсация части ставки по кредиту, поддержка экспорта – заявленные меры все правильные, но половина не работает. Они нужны были еще вчера, а заработают только послезавтра – все делается очень медленно. И все эти меры доступны только крупным компаниям, которые и раньше, без всякого кризиса могли получить проектное финансирование в ВЭБе или экспортную поддержку в ЭКСАРе. При этом растут условно-постоянные издержки, увеличивается налоговая нагрузка, и единственное, что теперь действительно разрешено российским предприятиям – это увольнять сотрудников по упрощенной процедуре (называется либерализация трудовых отношений), а государство берет на себя обязательство душить немногочисленные независимые профсоюзы.

Главная идея антикризисного плана и государственной экономической политики вообще была озвучена Алексеем Улюкаевым еще год назад: переход от экономики спроса к экономике предложения. Это значит, что государство стратегически будет поддерживать не потребление, а производство. Ну, ладно, не будем здесь и сейчас обсуждать, правильно ли это в принципе, но вот что интересно: потребление государство, действительно, стимулировать перестало. Совсем. А вот производство поддерживать пока не начало: то ли не умеет, то ли не хочет. А должно оно делать очень простую вещь: стимулировать не само производство, а инвестиции в его развитие.

Убиваем спрос

Продолжая мысль предыдущего абзаца, можно смело утверждать: государство не будет поддерживать потребление. Это значит, что не будут индексироваться и вообще увеличиваться зарплаты работников бюджетной сферы и силовых ведомств. Не будут расти социальные выплаты. Не будут увеличиваться пенсии (точнее, будут, но не дважды в год, как раньше, а только однократно, и только на величину УЖЕ повысившейся инфляции, а не прогнозной), соцподдержка станет адресной, то есть, получить ее смогут только те, кто ДОКАЖЕТ и обоснует свое право на ее получение.

Кредит был последним драйвером экономического роста в экономике спроса. Кредит закончился. Более того, наступила эпоха делевериджа: потребление домохозяйств сократилось не только на сумму взятого кредита и стоимость его обслуживания, но и на сумму того кредита, который теперь невозможно взять. То есть, почти вдвое. Но государство одобряет борьбу ЦБ с инфляцией и заоблачно высокую ставку – зато если получится, граждане понесут свои пять золотых в банк и положат на депозит. Экономика получит фондирование. Промышленность получит кредит. А кто купит ее продукцию – уже неважно.

Государство увеличивает налог на дивиденды: оно думает, наверное, что таким образом заставит предпринимателя направить прибыль не на потребление, а на инвестиции… Святая простота! Для того, чтобы прибыль превратилась в инвестиции мало просто ограничить потребление – нужно, чтобы инвестиции были выгодны, а значит, защищены.

Государство усиливает налоговую и неналоговую нагрузку на граждан: налог на недвижимость, жесткое налоговое администрирование – теперь за неуплаченный штраф в 300 рублей к вам придут судебные приставы – штрафы за просрочку платежей по ЖКХ, повышение тарифов ЖКХ, увеличение стоимости проезда на транспорте, платная медицина и образование…. всего и не перечислишь. Ладно, не о социальном государстве сейчас речь, но в магазин домохозяйству прийти уже не с чем. Откуда же возьмется спрос? Конечно, в кризис всем и всегда приходится затягивать пояса, но не все затягивают их на шее.

Импортозамещение? Не, не слышал.

Тут вообще цирк. Деньги выделены. Разговоров много. Стратегии нет. И нет даже понимания на государственном (что уж там говорить про региональный!) уровне того, как же должно выглядеть это самое импортозамещение. А потому нет и осмысленных действий государства, которые могли бы действительно запустить этот процесс. Да, конечно, кто-то сможет что-то сделать. Где-то и вопреки. Да, у него получится. Но ведь задача государства не в этом. Если не говорить о санкциях и запрещенных к экспорту в Россию товарах и технологиях (а их не так уж и много), то с одной стороны, импортозамещение государству нужно для того, чтобы улучшить качество и структуру торгового баланса. А с другой – чтобы увеличить потребление, которое просело из-за обвала курса рубля. 

Предполагается, что аналоги импортной продукции, производимые на территории России, будут дешевле заграничных и, значит, более доступны тем, у кого не стало денег на покупку импортных. Теоретически это так, но только в одном случае: если у этих товаров будет достаточно большой рынок сбыта – больше, чем есть у нас внутри страны. А значит, у них должен быть экспортный рынок. И вот тут начинается самое интересное: для разворачивания импортозамещения нужны инвестиции. Не господдержка и стимулирование, а настоящие частные инвестиции. Круг замкнулся. Инвестиций нет и не будет. Вопрос импортозамещения закрыт.

Источник: компания “Неокон”

Оптимизация статьи – промышленный портал Мурманской области